Савитрин К.
Карма и Закон Божий
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17,18).
«Конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4).
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (К Галатам 6:7-9).
Христиане ортодоксальных конфессий отвергают закон кармы. Но почему? Противоречит ли этот закон христианскому учению или он кажется противоречащим из-за недостатка понимания его сущности? Для ответа на этот вопрос попробуем рассмотреть понимание Закона Божия в иудаизме и христианстве, а также закона кармы в буддизме.
Последователи гностических и мистических христианских течений, теософы, последователи мистических течений ислама утверждают, что, хотя в Библии не встречается прямых упоминаний о законе кармы, тем не менее, действие этого закона и его феноменологические проявления явственно прослеживаются во многих местах Священного Писания.
Закон кармы в самом простом его понимании — закон причинно-следственной связи или закон воздаяния, который совершенно точно выражен и Ветхом Завете: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти» (Лев.24:17-21). И далее в Книге Притч Соломоновых читаем: «Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Прит.5:21-23).
Соломон
подчёркивает важную деталь: не
Бог наказывает, а «беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха
своего он содержится». И в другом месте мудрец
снова подчёркивает это: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к
тому он воротится» (Прит.26:27).
Такое понимание воздаяния весьма точно передаёт смысл закона кармы: человек своими поступками, желаниями, мыслями сам сеет причины, сам взращивает их и сам пожинает урожай. Поэтому он должен принять на себя ответственность за качество своих посевов. И в этом понимание сущности всеобщего Закона одинаково и последователей иудаизма, и у буддистов. Но может быть такого созвучия и у тех, и у других с христианами нет?
В понимании смены закона возмездия Законом Любви примиряются прежде казавшиеся противоречащими друг другу слова Иисуса об исполнении закона и Павла о конце закона во Христе. И слова одного становятся дополняющими слова другого. Также из этого, казалось бы, следует подтверждение вывода о том, что даже если иудеи и почитали закон кармы, называя его Законом Божьим, то христиане-то следуют обновлённому закону — Закону Любви. И уж этот-то Закон, конечно, не имеет ничего общего с буддийским пониманием закона кармы или ветхозаветным законом.
Но движимый всеобъемлющей любовью и состраданием Иисус сказал и другое: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). Также Авалокитешвара, достигший освобождения от страданий, отказался от погружения в Нирвану, и побуждаемый всё теми же всеобъемлющими любовью и состраданием он остался ради того, чтобы помогать всем живым существам в их освобождении от страданий. Христос и Авалокитешвара, движимые великим состраданием, выходят из-под закона и становятся совершенными проводниками и исполнителями Закона (высшего закона) по отношению ко всем, кто обращается к ним. В этом смысл слов апостола Павла о том, что «на таковых нет закона». Совершенная любовь, совершенное сострадание побуждают к совершенному самоотречению, то есть освобождают от бремени закона для добровольной и полной самоотдачи в служении Закону. Так что тяжкие оковы закона воздаяния преображаются в крылья Закона Любви. Это и есть символизированное Христом и Авалокитешварой великое алхимическое превращение, которое происходит в сердце каждого искреннего последователя любого духовного учения. Это и есть указанный ими Путь Освобождения.
Христианин может сослаться слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6); «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32).
И Христос, и Авалокитешвара являются освободителями от страданий, то есть освободителями духа божия, Христа или Будды в сердце каждого человека. Слова апостола Павла о том, что «конец закона — Христос» можно понимать и в этом смысле. Дух (Искра Божия в человеке), распятый на кресте материи страдает и жаждет освобождения от кармических оков. Освобождение же это достигается следованием высшему закону — Закону Любви, который также есть Закон Сострадания, Сорадования, Закон высшей справедливости. Но и этот высший закон — есть проявление закона кармы на высшем уровне. Ведь «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную», причём не только после смерти, но уже и при жизни земной. От посевов любви произрастает Любовь, от посевов красоты произрастает Красота, от посевов знания произрастает Мудрость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий