Савитрин. Карма и Закон Божий

Савитрин К.
Карма и Закон Божий



«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17,18).

«Конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4).

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (К Галатам 6:7-9).

Христиане ортодоксальных конфессий отвергают закон кармы. Но почему? Противоречит ли этот закон христианскому учению или он кажется противоречащим из-за недостатка понимания его сущности? Для ответа на этот вопрос попробуем рассмотреть понимание Закона Божия в иудаизме и христианстве, а также закона кармы в буддизме.

Последователи гностических и мистических христианских течений, теософы, последователи мистических течений ислама утверждают, что, хотя в Библии не встречается прямых упоминаний о законе кармы, тем не менее, действие этого закона и его феноменологические проявления явственно прослеживаются во многих местах Священного Писания.

Закон кармы в самом простом его понимании — закон причинно-следственной связи или закон воздаяния, который совершенно точно выражен и Ветхом Завете: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти» (Лев.24:17-21).  
И далее в Книге Притч Соломоновых читаем: «Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Прит.5:21-23).
Соломон подчёркивает важную деталь: не Бог наказывает, а «беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится». И в другом месте мудрец снова подчёркивает это: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Прит.26:27).

Такое понимание воздаяния весьма точно передаёт смысл закона кармы: человек своими поступками, желаниями, мыслями сам сеет причины, сам взращивает их и сам пожинает урожай. Поэтому он должен принять на себя ответственность за качество своих посевов. И в этом понимание сущности всеобщего Закона одинаково и последователей иудаизма, и у буддистов. Но может быть такого созвучия и у тех, и у других с христианами нет?

Иудеи, в среде которых родился Иисус, почитали Закон Божий, провозглашавший суровое возмездие: «Око за око, зуб за зуб»! И вот явился Иисус Христос, чтобы принести людям новый Закон — Закон Любви.

В понимании смены закона возмездия Законом Любви примиряются прежде казавшиеся противоречащими друг другу слова Иисуса об исполнении закона и Павла о конце закона во Христе. И слова одного становятся дополняющими слова другого. Также из этого, казалось бы, следует подтверждение вывода о том, что даже если иудеи и почитали закон кармы, называя его Законом Божьим, то христиане-то следуют обновлённому закону — Закону Любви. И уж этот-то Закон, конечно, не имеет ничего общего с буддийским пониманием закона кармы или ветхозаветным законом.

Однако обратимся снова к посланиям Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (или по Новому Завету в современном переводе «Бога обмануть нельзя»). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (К Галатам 6:7-8).

И ещё: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (К Галатам 5:13-25.).

Так апостол снова провозгласил неизменную в веках действенность закона кармы: «Что посеет человек, то и пожнет». Но подчеркнул и то, что «поступающие по духу» — «не под законом». Значит ли это, что на таких людей закон кармы не действует? С точки зрения буддиста закон кармы — всеобщий, всеобъемлющий, всевмещающий закон. Ему подчинены даже высшие существа, например, такие, как Иисус Христос и Авалокатешвара, являющиеся символами великого сострадания в христианстве и буддизме соответственно. Поэтому Иисус и сказал, что пришёл не нарушить, но исполнить закон.

Но движимый всеобъемлющей любовью и состраданием Иисус сказал и другое: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). Также Авалокитешвара, достигший освобождения от страданий, отказался от погружения в Нирвану, и побуждаемый всё теми же всеобъемлющими любовью и состраданием он остался ради того, чтобы помогать всем живым существам в их освобождении от страданий. Христос и Авалокитешвара, движимые великим состраданием, выходят из-под закона и становятся совершенными проводниками и исполнителями Закона (высшего закона) по отношению ко всем, кто обращается к ним. В этом смысл слов апостола Павла о том, что «на таковых нет закона». Совершенная любовь, совершенное сострадание побуждают к совершенному самоотречению, то есть освобождают от бремени закона для добровольной и полной самоотдачи в служении Закону. Так что тяжкие оковы закона воздаяния преображаются в крылья Закона Любви. Это и есть символизированное Христом и Авалокитешварой великое алхимическое превращение, которое происходит в сердце каждого искреннего последователя любого духовного учения. Это и есть указанный ими Путь Освобождения.

Буддист может сказать: «И что такое высочайшее проявление любви? Показать миру путь, ведущий к концу страдания, путь, указанный, пройденный и осуществленный в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой. И что же такое высшее проявление сострадания? Показать этому миру Путь, ведущий к концу страдания, путь, указанный, пройденный и постигнутый в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой. Каково же высочайшее проявление сорадования? Показать миру Путь, ведущий к концу страдания, Путь, указанный, пройденный и постигнутый Им, Возвышенным, Буддой» («Четыре возвышенных состояния»).

Христианин может сослаться слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6); «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32).

Разными словами оба они говорят об одном: освобождение от страданий, возвращение человеческого духа к духовному Отцу своему достигается на пути совершенной любви, совершенного сострадания, совершенного сорадования, то есть совершенного самопожертвования.

И Христос, и Авалокитешвара являются освободителями от страданий, то есть освободителями духа божия, Христа или Будды в сердце каждого человека. Слова апостола Павла о том, что «конец закона — Христос» можно понимать и в этом смысле. Дух (Искра Божия в человеке), распятый на кресте материи страдает и жаждет освобождения от кармических оков. Освобождение же это достигается следованием высшему закону — Закону Любви, который также есть Закон Сострадания, Сорадования, Закон высшей справедливости. Но и этот высший закон — есть проявление закона кармы на высшем уровне. Ведь «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную», причём не только после смерти, но уже и при жизни земной. От посевов любви произрастает Любовь, от посевов красоты произрастает Красота, от посевов знания произрастает Мудрость.

Таким образом, во все века был признаваем и почитаем у разных народов, в разных культурах под разными наименованиями великий закон кармы. Но если в ветхозаветные времена акцент был на суровом воздаянии, и следование закону более опиралось на страх возмездия, то со времён Гаутамы Будды и Иисуса Христа человечеству был указан путь сознательного формирования жизни и судьбы, путь духовной любви, духовного знания и самоотречения во имя Высшего, Общего Блага и ближних.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *