КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии
Глава 7. Всё во Всём
«В то время, как всё
существует во Всём, справедливо при этом и то, что Всё есть во всём. Кто
действительно понимает эту Истину, тот постиг Великое Знание» (КИБАЛИОН).
Большинство людей привыкло к часто повторяемым утверждениям, что
их божество под различными именами было «всем во Всём». Но они не подозревают о
глубокой оккультной истине, заключенной в этих равнодушно произнесимых словах.
Нередко расхожие выражения являются остатком древней Герметической Максимы,
цитированной выше. Как говорит Кибалион, «к
тому, кто действительно понимает эту Истину, пришло Великое Знание!». И
поскольку это так, давайте исследуем эту Истину, понимание которой так много
значит. В этом положении согласно Герметической Максиме заключена одна из
величайших философских, научных, религиозных Истин.
Мы дали вам Герметическое Учение, относящееся к духовной природе
Вселенной, открыв Истину, что Вселенная
Духовна и заключается в Разуме Всего, как говорит Кибалион в отрывке,
цитированном выше: «всё во Всём». Но отметим также связанное с ним утверждение,
столь же справедливое, что Всё находится
во всём. Это явно противоречивое утверждение примиряется Законом Парадокса.
Более того, это точное Герметическое
установление отношений, существующих между Всем и его духовной (ментальной)
Вселенной. Мы видели, как всё
содержится во Всём. Теперь исследуем другой аспект этого вопроса.
Из Герметических Учений следует, что Всё живёт внутри своей Вселенной каждой своей частицей, единицей или
соединением. Это утверждение обычно иллюстрируется Учителями ссылками на
Принцип Соответствия. Учитель поручает Ученику сформировать духовный образ
чего-либо, идеи чего-то, имеющего духовную форму, при этом излюбленным приёмом
служит создание писателем или драматургом идеи его персонажей либо создание
художником или скульптором образа идеала, который он желает выразить в своём искусстве.
В каждом случае Ученик обнаруживает, что в то время как образ существует и
живёт исключительно в пределах его собственного ума, он сам, Ученик, писатель,
драматург, художник или скульптор в своих ощущениях так же очень близок к нему
и живёт в нём, как и духовный образ. Другими словами, внутренняя жизнь духовного образа исходит из внутреннего разума
мыслящего человека. Поразмыслите над этим, пока не усвоите идею.
Чтобы привести современный пример, скажем, что Отелло, Яго,
Гамлет, Лир, Ричард Третий в момент их замысла или создания существовали только
в уме Шекспира. И в то же время Шекспир также присутствовал в каждом из этих
характеров, наделяя их своей жизнью и поступками. Кому же принадлежит душа
персонажей, которых мы знаем под именем Оливера Твиста, Урии Гиппа – не
Диккенсу ли? Или каждый из этих персонажей обладал собственной душой,
независимо от своего творца? Имеют ли Венера Милосская, Сикстинская Мадонна,
Аполлон Бельведерский души самостоятельные или они представляют душевную и
духовную силу своих творцов?
Закон Парадокса
объясняет, что оба предположения справедливы, если смотреть с соответствующих
точек зрения.
И хотя можно сказать, что Микобер это Диккенс, всё же Диккенса
нельзя идентифицировать с Микобером. Человек, подобный Микоберу, может
воскликнуть: «Душа моего творца заключена во мне – и всё же я не он». Насколько
отлично это от ужасных полуистин, столь широко провозглашенных теми из полумудрых,
которые наполняют воздух своими хриплыми воплями: «Я есть Бог!» Вообразите
бедного Микобера или Урию Хипа с его змееподобным характером, провозглашающего:
«Я есть Диккенс» или кого-либо из низших слуг из какой-либо пьесы Шекспира,
напыщенно объявляющего: «Я Шекспир». Всё есть в земляном черве и всё же
земляной червь далек от того, чтобы быть Всем. Но чудо сохраняется, ибо хотя
этот земляной червь существует просто низшим существом, созданным и
существующим исключительно внутри Духа (Разума), однако Всё родственно к этому
червю и тем частичкам, из которых он состоит. Может ли быть более великая
тайна, чем та, что заключена в этом: «Всё во всём»?
Ученик, конечно, осознает, что примеры (иллюстрации), данные
выше, очень несовершенны и не адекватны вследствие того, что они показывают
сотворение духовных образов в конечных человеческих умах, тогда как Вселенная
является творением бесконечного Разума – и разница между этими двумя полюсами
разделяет их. И всё же это только аспект уровня действия того же Принципа
Соответствия, который проявляется как в том, так и в другом: «Как вверху, так
внизу; как внизу, так вверху».
И по мере того, как
человек осознает существование и близость Духа, Постоянно Пребывающего
внутри его существа, он будет подниматься по духовной лестнице жизни. И именно
это означает духовное развитие – узнавание, осознание и проявление Духа внутри
нас. Постарайтесь запомнить это определение духовного развития. Оно
содержит Истину подлинной Религии.
Существует много планов Бытия, множество подпланов жизни,
множество уровней существования во Вселенной – и всё зависит от продвижения
Существ по лестнице, низшей точкой которой является грубейшая материя, а высшая
отделяется тончайшей границей от Духа Всего. И всё движется вперед и вверх
вдоль этой «Лестницы Жизни», всё находится в движении, всё находится в Пути,
конец которого – Всё.
Всё развитие является Возвращением Домой. Всё находится в
движении вперёд и вверх, несмотря на кажущиеся внешние противоречия. Таково послание
Посвящённых. Герметическое Учение о
процессе духовного сотворения Вселенной утверждает, что в начале Творческого
Цикла Всё в своём аспекте «бытия» устремляет свое желание к аспекту
«становления» и начинается процесс творчества. Учение гласит, что процесс заключается в снижении вибраций до
очень низкого уровня, и по достижении этой точки проявляются самые низшие формы
материи. Этот процесс получил название стадии инволюции, в которой Всё вовлекается или
погружается в творчество. Этот процесс, как считают Герметисты,
имеет сходство (соответствие) с душевным процессом художника, писателя или изобретателя,
которые настолько глубоко погружаются в своё духовное творчество, что почти
забывают о собственном существовании и в течение некоторого времени живут
только творчеством. Если бы вместо слова «погружённый» мы пользовались словом
«поглощённый», «отвлечённый», вероятно, мы бы дали более яркое выражение нашей
идеи. Эта инволюционная стадия
творчества заключается в том, что называется «излиянием» Божественной Энергии,
тогда как эволюционное состояние называется «втягиванием» (впитыванием).
Экстремальный полюс
процесса творчества считается максимально удалённым от Всего, тогда как начало
эволюционной стадии считается началом обратного движения маятника Ритма – идея
Возвращения Домой содержится во всех Герметических Учениях.
Учение гласит, что во
время излияния вибрации становятся всё ниже и ниже. И это происходит до тех
пор, пока не достигается граница, и тогда начинается возвратное движение.
Однако отличие заключается в том, что в процессе излияния Творческие Силы проявляются в
сжатом, компактном виде и как целое, тогда как с начала эволюционного
состояния, или впитывания, проявляется Закон Индивидуализации, то есть
тенденция к разделению на Единичные Силы с тем, чтобы в конечном счёте то, что
составлено Всем, как неиндивидуализированная энергия, возвратилось к своему источнику
в виде бесчисленных, высоко развитых Единиц Жизни, поднимаясь выше по шкале
путём физической, душевной и духовной эволюции.
Древние Герметисты, описывая процесс ментального сотворения
Вселенной в Разуме Всего, пользуются термином «медитация» (размышление, созерцание),
а так же часто используют термин «проявление» (рассмотрение, изучение,
ожидание, предположение). Вероятно, здесь имеется в виду работа Божественного
Внимания. «Внимание» - слово латинского происхождения, корень его обозначает
«протягивать», «вытягивать», а посему внимание как действие представляет собой
мысленное «вытягивание, протягивание» духовной энергии – такова основная идея,
которую мы имеем в виду, когда вникаем в истинное значение термина «внимание».
Согласно Герметическим Учениям, касающимся процесса Эволюции, Всё, замыслив начало Творчества, заложив,
таким образом, материальные основы Вселенной, продумав до конца её существование,
периодически просыпается, то есть выходит из состояния «медитации» и при этом
начинает проявляться процесс Эволюции на материальных, мысленных и духовных
планах – последовательно и по порядку. Так начинается движение вверх – всё
начинает двигаться к Духу. Материя становится менее грубой. Начинают
появляться элементы; формируются соединения, Жизнь проявляется во всех более
высоких формах; Разум становится более явным, происходит постоянное повышение
вибраций. Короче говоря, весь процесс
Эволюции во всех его фазах идёт в соответствии с установленными Законами
процесса «втягивания» (впитывания). Все
это занимает эоны времён (вечности в человеческого измерении; вечность
длится миллионы лет и соответствуют по длительности Векам Брамы), но Просветлённые
утверждают, что всё создание, включая инволюцию и эволюцию
Вселенной, не дольше мгновения ока Всего.
В конце неисчислимого цикла вечности Всё забирает своё
Внимание, свой Замысел и Содержание Вселенной, ибо Великая Работа закончена – и
всё входит во Всё, из которого оно возникло. Но – Тайна Тайн – Дух каждой души
не уничтожается, а бесконечно развивается – Творение и Творец сливаются. Так говорят Просветлённые.
Рассмотренные выше картины «содержания» и последующего
«пробуждения от содержания» Всего – не что иное, как попытка Учителя описать
Бесконечный процесс конечным примером. И всё же – «как вверху, так внизу». Разница только в уровне. И точно так же, как Всё пробуждается от созерцания Вселенной, так и
Человек в своё время уходит от Материального Плана, уходя все глубже и глубже в
Живущий Дух, являющийся поистине Божественным Я (Эго).
Существует ещё один вопрос, о котором нам хотелось бы noгoворить
в этом уроке, вопрос почти вторгающийся в область Метафизической теории, хотя
наша цель – просто показать бесполезность таковой. Мы имеем в виду вопрос,
несомненно приходящий на ум каждому, кто отважился на поиски Истины. Вопрос: почему Всё создаёт Вселенные? Вопрос
может быть сформулирован по-разному, но вышеуказанная форма заключает eго
суть.
Люди упорно бились над решением этого вопроса, но до сих пор
достойного ответа не найдено. Некоторые воображали, что Всё стремилось этим чего-то
достичь, однако это нелепо, ибо чего могло достичь Всё, чем бы Оно уже не
обладало? Другие искали ответа в том аспекте, что Всё пожелало что-нибудь возлюбить;
третьи – что Оно творило для удовольствия либо развлечения, или из-за того, что
Оно было «одиноко»; или для того, чтобы проявить свою силу – таковы ребяческие
объяснения и идеи, принадлежащие детскому периоду мышления.
Другие стремились объяснить тайну, предположив, что Всё было
«втянуто» в творчество по причине своей «врождённой природы», своего
«творческого инстинкта». Эта идея свидетельствует о прогрессе последних, но её
слабость заключается в том предположении, что Всё было «втянуто» чем-то внутренним
или внешним. Если Его «врождённая природа» или «творческий инстинкт» вынуждает
Его что-то совершить, тогда Абсолютом будет «врождённая природа» или
«творческий инстинкт», а не Всё, а посему эта часть предположения отпадает.
И всё же Всё творит и проявляется и, кажется, находит некоторое
удовольствие, поступая таким образом. И трудно избежать заключения, что на
каком-то бесконечном уровне Оно должно иметь нечто соответствующее «врождённой
природе» или «творческому инстинкту» человека, с его бесконечными страстями и
желаниями. Оно не могло бы действовать, если бы Оно не желало действовать, и
Оно бы не жаждало действовать, если бы это не приносило Ему удовлетворения. И
всё это было присуще «врождённой природе» и могло бы быть постулировано
согласно Закону Соответствия. Но тем не менее мы предпочитаем думать, что Всё действует совершенно независимо от
какого-либо влияния, как внутреннего, так и внешнего. Задача коренится в
трудности, а трудность коренится в самой задаче.
Строго говоря, невозможно
говорить о существовании какого-либо повода, по которому Всё могло бы
действовать, ибо повод подразумевает причину, а Всё выше причин и следствий,
кроме того случая, когда Желания становятся Причиной, а тогда входит в действие
Принцип.
Итак, вы видите, что вопрос
неразрешим так же, как Всё – Непознаваемо. Точно так же, как мы говорим,
что Всё просто «существует», мы должны сказать, что Всё действует потому, что
Оно действует.
Наконец, Всё представляет собой весь
повод, весь закон, всё действие, и можно утверждать достоверно, что Всё
является своим собственным Поводом, своим собственным Законом, своим собственным
Действием. И даже более того, что Всё – Его Повод, Его Действие, Его Закон –
Едино (являются лишь названием одного и того же).
По мнению тех, кто даёт вам эти уроки, ответ скрыт внутри Самого
Всего, вместе с Тайной Его Бытия. Закон Соответствия,
по нашему мнению, охватывает лишь тот аспект
Всего, который может быть назван Аспектом Становления. Обратная сторона этого
аспекта – Аспект Бытия, где все законы теряются в Законе, все принципы
сливаются с Принципом – и Всё, Принцип и Бытие – идентичны, одно и то же.
Поэтому Метафизическая теория по этому вопросу пуста (тщетна). Мы
обращаемся здесь к этой проблеме просто, чтобы показать, что мы осознаём существование
этого вопроса, а также показать нелепость обычных ответов Метафизики и
Теологии.
В заключение нашим
ученикам, может быть, интересно будет узнать, что в то время как некоторые из
древних и современных Герметических Учителей были склонны придерживаться
приложения к этому вопросу Принципа Соответствия, в результате чего следовало
заключение о «врождённой природе» – легенды гласят, что Гермес Великий, будучи
спрошенным об этом своими продвинутыми учениками, в ответ плотно сомкнул свои
губы, не говоря ни слова, и указывая, что нет ответа. Кроме того, возможно, он
хотел применить аксиому своей философии, которая гласит: «Уста Мудрости для
ушей понимающих» («Уста Мудрости немы для непонимающих»), полагая, что даже его
передовые ученики не обладают Пониманием (должным пониманием, духовным
прозрением), дающим им право на это Учение. Во всяком случае, если Гермес
обладал Тайной, он не смог передать её. «Уста Гермеса безмолвствуют об этом».
А какой смертный может
попытаться учить там, где Великий Гермес не решался говорить?
Однако помните, что каким бы ни был ответ этой задачи, если
может существовать какой-либо ответ вообще, частица остается: в то время как «всё пребывает во Всём», равноистинно и то, что «Всё
есть во всём».
Учение подчеркивает это. А мы можем добавить заключительные
слова изречения:
«К тому, кто истинно
понимает эту Истину, пришло Великое Знание».
Комментариев нет:
Отправить комментарий