Савитрин. Комментарии касательно Принципа Ментализма. Часть 2

Савитрин К.
 Комментарии касательно Принципа Ментализма

 (к герметическому трактату «КИБАЛИОН»)



Часть 2 . О ментализме и Ментализме  

Необходимо провести разграничительную линию между Ментализмом и ментализмом. И для этого можно воспользоваться теософскими представлениями о структуре Человека: 




Из таблицы и схемы можно увидеть, что Манас (Высший Манас) и ментальное тело (ментал, низший манас) представляют собой единый мыслительный принцип - Манас. Высший Манас представляет собой Человеческое Эго, перевоплощающийся принцип, собственно Человека. Низший манас представляет собой одну из оболочек личности (ментальную оболочку). Человеческое Эго облекается в личность, как в одеяние на одно воплощение. Иначе эту личность можно представить как одеяние Актёра на одно театральное действо. 

При этом важно понять, что Принцип Ментализма действует и применительно к духовной сущности (Индивидуальности), и к личности. Различие лишь в степенях и планах проявления Принципа. В плане Индивидуальности можно говорить о Ментализме, а в плане личности о ментализме. Ментализм с большой буквы есть следование Пути восхождения по Беспредельной Спиральной Лестнице Эволюции Жизни. Иначе говоря, это жизнь на всех планах в гармонии с Законом, который есть Всё. Индивидуальность не может избежать Закона, но неизбежно следует Ему: 

"Материя для нас, находящихся в материальном плане, есть не более и не менее чем материей, хотя мы знаем её как просто скопление электронов или частиц, очень быстро колеблющихся и вращающихся, образуя молекулу, а последние в свою очередь образуют большие массы материи. Материя ни коим образом не становится менее материальной, когда мы устремляем наши исследования глубже и когда познаем из Герметических Учений, что Сила, не более как частичками которой являются электроны, – просто проявление Разума Всего, и, как все остальное во Вселенной, ментальна по своей природе. Пребывая на плане Материи, мы должны познавать её явления, мы можем управлять Материей, как это делают все Мастера более или менее высокого уровня. Но мы поступаем подобным образом, применяя высшие Силы.

Мы совершим глупость, если попытаемся пренебречь существованием Материи в Относительном аспекте. Мы можем пренебречь её властью над нами – можем, но нам не следует пытаться игнорировать её в её Относительном аспекте, по крайней мере потому, что мы находимся (обитаем) в её плане. Законы Природы не становятся менее постоянными или эффективными, когда мы познаем их аналогию, будучи мысленным творением. Мы преодолеваем низшие законы, используя высшие – и только так. Но мы не можем избежать Закона или подняться внутри выше его. Ничто, кроме Всего, не избежит Закона, и это потому, что Всё является Законом само по себе, Законом, из которого происходят все Законы.

Наиболее продвинутые Мастера могут владеть Силами, которые люди обычно приписывали Богам; и в огромной иерархии Жизни существуют бесчисленные уровни, степени Бытия, превосходят даже присущие самых Высоких Мастеров в степени, непостижимой для ума смертных. Но даже самый высокий Мастер, самое высокое Существо должны склонить голову перед Законом, оставаясь ничем по сравнению со Всем. Так что даже если эти высочайшие Существа или Силы связаны Законом и подчинены ему, представьте самонадеянность смертного человека нашей расы и нашего уровня, когда он пытается мыслить о законах Природы, как «нереальных», визионерских и иллюзорных, потому что ему удалось постичь Истину, что Законы Ментальны по своей Природе и являются Духовными Творениями Всего. Чтобы управлять Законами нельзя их отрицать или отбрасывать. Столько же, сколько будет существовать Вселенная, будут действовать и они, ибо Вселенная существует благодаря этим Законам, формирующим её основу и определяющим её всю."

 "Мы живём не в мире мечтаний, а во Вселенной, которая, будучи относительной, всё же реальна в той степени, в которой она касается наших жизней и наших действий. Наше дело во Вселенной – не отрицать её существования, а жить, используя её для поднятия низшего к Высшему – жить, делая всё, что в наших силах при обстоятельствах, возникающих в повседневности, и жить настолько, насколько это возможно во имя наших идей и идеалов.

Истинное значение Жизни на этом плане людям не известно – разве что некоторые высочайшие источники и наша собственная интуиция говорят нам, что мы не совершим ошибки, живя во имя лучшего, что есть в нас, настолько, насколько это возможно, и осознавая Всеобщую тенденцию к тому же самому, вопреки кажущемуся устремлению к противоположному. Мы все на пути и дорога ведёт ввысь, представляя нам остановки для отдыха."

 В конечном итоге все и всё следуют Закону. Но если духовно развитая Индивидуальность делает это сознательно, добровольно становясь проводником и исполнителем Воли-Любви-Мудрости Закона, то личность может в большей или меньшей степени уклоняться от внешних проявлений Закона. Это кажущееся нарушение действия Закона на самом дете объясняется в буддизме благими заслугами, или благими накоплениями, которые удерживают меч правосудия от немедленного воздаяния. В цепи воплощений у каждого Человека много положительных и отрицательных, созидательных и разрушительных накоплений, причин, которые привлекают соответствующие следствия. Но следствия далеко не всегда могут проявиться сразу за причиной. Быстрые воздаяния как правило касаются самых поверхностных причин и следствий. Но более глубоким посевам в почву сознания требуется гораздо больше времени, чтобы прорасти, укорениться, пробиться на поверхность, вырасти, расцвести и принести плоды соответственно посевам. Учение о карме говорит: то, о чем человек думает в этой жизни, тем он становится в следующей. И именно мысль согласно философии Востока является самой мощной силой, формирующей карму.

 Конечно следует добавить, что мысль ментальная, то есть опирающаяся на предубеждения, стереотипы мышления земного ума (низшего манаса, который есть "убийца Реального", подверженный всем видам заблуждений), на пристрастия и страсти связанного с ним астрала (нуждам которого он часто служит, обосновывая логически его желания) в значительной степени формирует бытие личности, делая её счастливой или несчастной, удовлетворенной или недовольной жизнью.

 Мысли сверхличные возносят разум человека к более высоким Планам, поднимают над Планами и уровнями действия низших вибраций к высшим. Там, где человек, живущий земным умом и земными чувствами будет интенсивно переживать страдание, человек, сосредоточенный на плане сверхличных мыслей и переживаний, будет ощущать все воздействия на личность притупленно, словно все они происходят не с ним, а с неким посторонним человеком. 

"Герметические Мастера давно открыли, что не смотря на то, что Принцип Ритма является неизменным и всегда присутствует в ментальных явлениях, всё же существуют два плана его проявления, весьма далёких от ментальных явлений. Они обнаружили, что существуют два общих плана Сознания – Низший и Высший, и понимание этого факта дало им возможность избежать движения Ритмического Маятника, проявляющегося на низшем плане. Другими словами, качание маятника имеет место на Бессознательном Плане, не затрагивая сознания. Герметисты нахвали это Законом Нейтрализации. Его действие заключается в подъёме или восхождении над вибрациями Бессознательного Плана психической деятельности таким образом, чтобы отрицательные движения маятника не отразились на сознании, и таким образом они находятся вне его воздействия. Это имеет сходство с подъёмом над вещами и пропусканием их под собой. Герметический Мастер или продвинутый Ученик поляризует себя на желаемом полюсе и при помощи процесса, сходного с отказом участвовать в обратном движении или, если хотите, с отвержением его влияния на них, он остаётся прочно в своём поляризованном положении, позволяя ментальному маятнику двигаться обратно в Бессознательном Плане. Все индивиды, достигшие в некоторой степени самообладания, совершают это более или менее бессознательно; отказываясь от подчинения своим настроениям и отрицательным душевным состояниям, они применяют Закон Нейтрализации. Мастер, однако, совершает это значительно профессиональнее и, пользуясь собственной волей, достигает степени Равновесия и Душевной Стойкости, почти невероятной для тех, кто позволяет себе раскачиваться взад и вперёд, следуя психическому маятнику настроений и чувств.

Важность этого оценит любой мыслящий человек, сознающей, до какой степени большинство людей являются жертвами настроений, чувств и эмоций и как мало самообладания они проявляют. Если вы остановитесь на минутку и поразмыслите, вы поймёте, как часто эти движения Ритма воздействовали на вас в вашей жизни – как период энтузиазма сменялся неизменно противоположным чувством и настроением подавленности. Или как ваше состояние мужества переходило в состояние страха. И так было всегда с большинством людей. Приливы и отливы чувств всегда поднимают и опускают их, но они никогда не подозревали ни о поводе, ни о причине психических явлений. Понимание действия этого Принципа даёт ключ к власти над этими ритмическими движениями чувств и возможность познать себя лучше и уйти от воздействия этих приливов и отливов. Воля выше проявления этого Принципа в сознании, хотя сам Принцип ненарушим. Мы можем избегать его воздействия, но, несмотря на это, Принцип действует. И маятник всегда качается, хотя мы можем спастись от того, чтобы он увлёк нас за собой" (Кибалион). 

Земной человек может применять принцип ментализма, поляризуясь на Плане низшем ментальном и оставаясь в значительной степени подверженным ментальным влияниям более сильным извне. 

Духовно развитый человек, поляризуясь на плане Высшего Манаса или принципа Буддхи "пользуясь собственной волей, достигает степени Равновесия и Душевной Стойкости, почти невероятной для тех, кто позволяет себе раскачиваться взад и вперёд, следуя психическому маятнику настроений и чувств". 

«Полумудрецы, осознавая сравнительную нереальность Вселенной, воображают, что могут игнорировать её Законы. Это самонадеянные и тщеславные глупцы, и они разбиваются о скалы и разрываются на части по причине их глупости.

Истинно мудрые, сознавая природу Вселенной, используют Закон против закона, Высшее – против Низшего и посредством искусства Алхимии преобразуют нежелательное в ценное и, таким образом, Мастерство заключается не в сверхъестественных мечтах, видениях и фантастическом воображении или действиях, но в использовании Высших сил против Низших и в уходе от более низких планов вибраций к высшим. Трансмутация, а не самонадеянное пренебрежение – это оружие Мастера» (КИБАЛИОН). 

Таковы некоторые отличия Ментализма от ментализма или, говоря точнее, Ментализма духовного от ментализма личного. 

Дополнение к комментарию о ментализме и Ментализме 

Можно сделать общий вывод о том, что есть два вида ментализма - личный или просто ментализм и духовный или Ментализм. 

Личность может использовать свои ментальные способности и силы по своему усмотрению как во благо, так и во зло себе и другим. Она может изучать психологию влияния, управления, манипулирования, интеллектуально изучать элементы психологии магического искусства или даже доступные фрагменты оккультной психологии. Она будет использовать всё это для получения некоторых преимуществ для себя лично или для некоторого большего или меньшего круга "своих" (родных, друзей, коллег, клиентов, единомышленников, единоверцев и т.д.). Однако в силу неведения о законах Эволюции, о пути истинного духовного развития, личность неизбежно будет использовать полученное знание, руководствуясь в большей или меньшей степени корыстными, эгоистическими мотивами. И потому, как это Е.П.Блаватская описала в "Оккультизме против оккультных искусств" и ряде других статей, личность приведет в действие Колесо Закона и обрушит на себя всю мощь Закона, который просто приведет следствия в соответствие с причинами. И использовавший силу влияния станет жертвой чужих влияний, манипулятор станет жертвой манипуляций, корыстолюбец станет жертвой чужого корыстолюбия, использующий незаконно оккультные силы станет жертвой пробужденных им сил (желающий владеть или властвовать при помощи их станет их рабом, например, медиумом) и т.д.. 

Именно многие использующие силу ментализма просто не ведают о Законе или понимают его слишком поверхностно. Символы и толкования Закона можно найти во всех мировых религиях и философиях. Достаточно просто он выражен в кратком по описанию, но огромном по вмещению всех возможных проявлений изречении апостола Павла: 

"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Бога обмануть нельзя). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" (Гал.6:7-9). 

Люди часто просто хотят получить некоторые преимущества для себя или "своих", не ведая, что за всё, за каждое такое преимущество нужно будет заплатить соответствующую цену. Ведь каждое такое желание по сути есть желание личного в ущерб Общему Благу. Даже благо единоверцев или нации в ущерб Общему Благу будет проявлением эгоизма. 

"Делите всё на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближним и четвёртая – себе. Но придёт час, когда останутся только три части, ибо четвёртая будет поглощена второй. Такие деления называются огненными. Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана (в сердце) эта последовательность" (Мир Огненный-2, 457) 

Такова правильная расстановка приоритетов, которая обеспечивает использование любых сил наиболее безопасно. Следующий ей человек может быть уверен в том, что он следует Закону и обретает защиту в Нём. При использовании оккультных сил такая расстановка приоритетов уже является не некоей абстрактной формулой или благим пожеланием, но абсолютным требованием. Как писала об этом Е.П.Блаватская: 

"Медитация, воздержание во всем, исполнение моральных предписаний, благие мысли, добрые дела и сердечные слова, равно как и доброжелательное отношение ко всем и ПОЛНОЕ ЗАБВЕНИЕ СЕБЯ САМОГО — вот самый короткий путь к обретению знания и подготовки себя к восприятию высшей мудрости." 

"Сиддхи (или способности Архата) необходимы только тому, кто способен быть «водителем жизни», что требует величайшего и буквально полного самопожертвования. Пусть он узнает и запомнит навсегда, что истинный Оккультизм или Теософия — это «Великое Забвение Себя», безусловное и абсолютное и в мыслях, и в поступках. Это - АЛЬТРУИЗМ, и тот, кто отваживается исповедовать его практически, полностью выводит себя из круга всех прочих людей, живущих обычной полуживотной жизнью. «Не для себя, но для мира живет он» - когда он решается посвятить себя этому делу. Первые годы считаются испытательными и многое прощается решившемуся. Но пока все личностное не будет им изжито, он не будет «принят». Когда же последнее свершается, он должен стать лишь благотворной силой в Природе.

После этого для него - только два полюса, только два пути, и ни одной тихой гавани между ними. Он должен либо подняться на самый верх, одолевая ступеньку за ступенькой, по этой золотой лестнице, позволяющей достичь уровня Махатмы (состояния Архата или Бодхисаттвы), зачастую на протяжении многих инкарнаций (без отдыха в Дэвачане в промежутках между ними), или же, при первом ложном шаге, рухнуть и катиться вниз, до самого конца, где ему уготована роль дугпа..." 

Описанный в этих строках путь подъема на самый верх и есть путь освобождения от ментализма и овладения Ментализмом. Пользуясь образами "Голоса Безмолвия" можно сказать, что низший ментализм опирается на ум, который "есть убийца Реального". А высший Ментализм вырастает из бескорыстной любви к Истине, к Прекрасному, Возвышенному, Гармонии, любви к Закону. Вырастает по мере преодоления человеком в своём микрокосме влияний личности и утверждения Воли-Любви-Мудрости духовной Индивидуальности. 

Да, человек следующий этому пути получает определенные Преимущества. Но это вовсе не личные преимущества, которых домогаются многие. Это Преимущества большей способности служить Высшему, Общему Благу и ближним, большей способности быть чистым проводником и исполнителем Воли-Любви-Мудрости Закона, который пронизывая всё сущее, наполняет сердце и разум человека Собой. И, следуя этому пути, человек уже не творит карму, но осуществляет истинную Дхарму, свое предназначение в общем плане Эволюции Жизни. И даже Преимущества эти он получает не для себя. Ведь "не для себя, но для мира живёт он". Всё, что он получает, он приносит в бескорыстном самопожертвовании на Алтарь Высшего или Единой Жизни, или Бога, сущего во всём. 

Если менталист (личность) может использовать свои силы и способности в состоянии неведения (о Космических Законах, Законах Природы или просто о Законе), может осуществлять деятельность на трех планах (Огненном, Тонком и Плотном) эволюции Человека, направляя свою личную волю (или волю других людей) против естественного течения Эволюции Жизни. То Менталист (духовная Индивидуальность) стремится как можно более глубоко, широко, возвышенно воспринять, осознать и сознательно использовать в своей деятельности Космические Законы. Использовать сознательно, целесообразно (в соответствии с высшими Целями и Идеалами). Даже совершая на каких-то участках пути, в каких-то видах работ ошибки, он продолжает неуклонно следовать Гласу Закона, говорящему в его Сердце (духовное сердце, или Духовная Душа, принцип Буддхи) и Разуме (Высший Манас, одухотворенный Влияниями Мировой Души, которой соответствует принцип Буддхи). 

Чтобы подчеркнуть значимость выбора между ментализмом и Ментализмом в настоящую Эпоху Перемен, хочется вновь обратиться к главе "Современное состояние мира" книги А.И.Клизовского "Основы миропонимания Новой Эпохи": 

"... все сущее во Вселенной подчинено одним и тем же вечным, неизменным законам эволюции, то есть замены отживших форм жизни новыми. Жизнь растения, животного и человека так же, как жизнь государства, народа и всего человечества, имеет период своего развития, расцвета, увядания и смерти.

Все, что имеет начало, должно иметь конец. Начало конца наступает тогда, когда данный для развития жизни импульс организмом изжит и дальнейшее существование такого отжившего организма уже не только не ведет к прогрессу, к благу и добру, но грозит стать тормозом для эволюции, ибо вместо положительных качеств начинает развивать отрицательные, тогда жизни такой формы ставится предел и вместо нее создается новая форма.

Поэтому на замену отжившей цивилизации новой – должно смотреть как на нормальное явление, вытекающее из основных законов эволюции. Если такой замены не было, то и жизнь была бы не-возможна, ибо нельзя себе представить, чтобы могли существовать вечно одни и те же первоначальные, однажды зародившиеся формы жизни. В результате же замены – жизнь только выигрывает. В самом деле, если вместо изнеженного и развращенного деспота, каким была Римская империя, появилось несколько новых, молодых, хотя полудиких, но способных к эволюции государств, то для жизни это был только выигрыш.

Конечно, такие замены не протекают безболезненно и сопровождаются для человечества страданием, но главной причиной страдания является не сама перемена, которая неизбежна, но незнание законов эволюции и вытекающего отсюда неумения правильно оценивать создающееся положение, чего можно избегнуть.

При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Новая жизнь всегда предъявляет новые требования, и принятие этих новых требований составляет главную трудность и главное препятствие для большинства людей, считающих все старое лучшим, более для себя близким и дорогим.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после совершившегося уже факта, тогда как принятие или неприятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично.

Но между тем эта кажущаяся свобода выбора не более как иллюзия, порождающая двойственность, разлад и много душевных драм и трагедий. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.

... много лишнего и ненужного страдания, которого, как уже сказано, можно было избегнуть, зная космические законы, или законы эволюции, которые при этом действуют.

Эти законы можно иметь своими друзьями, своими помощниками и даже своими слугами, если их знать и уметь ими управлять, или же своими непримиримыми врагами, которые уничтожают всякого, кто думает им сопротивляться.

Они отбирают все ценное и пригодное для эволюции и отметают в сторону, как мусор, все непригодное, все отсталое. Они не знают ни пощады, ни сострадания и производят оценку каждого лишь по степени пригодности или непригодности его для дальнейшего развития.

Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все непрогрессирующее подлежит уничтожению." 


Комментарии на портале «Адамант»

Элис  02-10-2020 12:13:01

К.Савитрин 29.09.2020 13:33

"Из таблицы и схемы можно увидеть, что Манас (Высший Манас) и ментальное тело (ментал, низший манас) представляют собой единый мыслительный принцип - Манас. Высший Манас представляет собой Человеческое Эго, перевоплощающийся принцип, собственно Человека. Низший манас представляет собой одну из оболочек личности (ментальную оболочку). Человеческое Эго облекается в личность, как в одеяние на одно воплощение. Иначе эту личность можно представить как одеяние Актёра на одно театральное действо.

При этом важно понять, что Принцип Ментализма действует и применительно к духовной сущности (Индивидуальности), и к личности. Различие лишь в степенях и планах проявления Принципа. В плане Индивидуальности можно говорить о Ментализме, а в плане личности о ментализме. Ментализм с большой буквы есть следование Пути восхождения по Беспредельной Спиральной Лестнице Эволюции Жизни. Иначе говоря, это жизнь на всех планах в гармонии с Законом, который есть Всё. Индивидуальность не может избежать Закона, но неизбежно следует Ему:

.....

Чтобы подчеркнуть значимость выбора между ментализмом и Ментализмом в настоящую Эпоху Перемен, хочется вновь обратиться к главе "Современное состояние мира" книги А.И.Клизовского "Основы миропонимания Новой Эпохи":

"... все сущее во Вселенной подчинено одним и тем же вечным, неизменным законам эволюции, то есть замены отживших форм жизни новыми. Жизнь растения, животного и человека так же, как жизнь государства, народа и всего человечества, имеет период своего развития, расцвета, увядания и смерти.

....

В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.

....

Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все непрогрессирующее подлежит уничтожению."

Хорошая подборка информации. Но, мне видится, возможно с первого взгляда, что отмечая: "В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.", упускается важный момент, как же утверждается это течение, чтобы земной мудростью ему предасться? Когда Неземная Мудрость Высшего Разума и Высших Сил "дает толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции", Они не вправе делать это насильно, но человечество планеты должно самостоятельно утвердить этот выбор своей "рукой и ногой". Это не то же самое, что "мудро ждать" и "догонять, что сказали Мудрецы" для нас.

Остается обратиться к "принципу ментализма". Памятуя, что "ментальное тело"-это тело планеты. Более того, ее высший принцип. И личность собственно его и представляет. Строго говоря, сами представления и есть организованная ментальная материя планеты. И организована опытом всей эволюцией сознания, той, что в дискретном поле его воспринимается как Знание. Знание - опыт применения. Но импульс, который дает Высший Разум, он не есть Знание, принадлежащее человечеству, как обладающему этим импульсом ментальному телу планеты. Этот импульс где-то в высших пограничных областях Астрального Ментала, имеющего свои семь подпланов. Наш, планетный, в самой его грубой части. Неужели придется обратить внимание на Лучи и Токи от звезд и других планет? И жить в Гармонии. Но Ведь это означает достигнуть такого состояния естества ментала, а не просто умозаключений. В Христианской Традиции это называется Преображением духа. В Агни Йоге - огненным крещением, другие йоги не дают такой возможности - не выводят за уровень планеты (ментальной материи планеты).

 

С.Оленев 03-10-2020 10:26:01

Автор для раскрытия темы опирается на труды Е.П.Блаватской или по тексту «можно воспользоваться теософскими представления о структуре Человека». Далее приводятся две таблицы: Структура Души Человека и Планы Сознания Человека, в которых довольно вольно интерпретированы часть принципов семеричной природы человека. Сравним таблицы автора с текстами Е.П.Б. о семеричной природе человека. Начнем с физического тела, далее -астрал, как упадхи (носитель) праны, а не эфирное тело автора, поскольку его не существует как отдельного принципа или аспекта.

-прана, жизненная энергия …

-кама (животная душа) животные желания, она, как не странно, почему то отсутствует. Вся эта низшая четверица является животной страстной природой человека.

Далее идет Высший Манас (человеческая душа), от него исходит луч, именуемый кама-манас (интеллект), чтобы иметь сознание на нашем плане. В свою очередь кама-манас устремлённый к Каме (животным желаниям) создает в течение жизни Кама-рупу, ту оболочку, которая после смерти находится или изживается в кама-локе. Но кама-манас имеет чистую часть, называемую Антахкарана, которая приобщается к божественной Триаде (Атма-Буддхи-Манасу). Ментальное тело создается энергией высокого порядка, очень близкими к Антахкаране, поскольку позволяет путешествовать сознательно между планетами Солнечной системы, а не находится в низких сферах кама-локи. Оно, скорее всего, соответствует майяви-рупе, которая создается Адептами и их учениками.

-Буддхи (Духовная Душа)

- Атман, поскольку он находится над головой человека и не принадлежит человеку, седьмой принцип принадлежит аурической оболочке человека.

Сопоставляя эту информацию видно, что автор ошибочно приписал к ментальному телу «рассудочные мысли, (житейские)», то с чем болтаются кама-рупические оболочки в низких сферах кама-локи, а не летают сознательно между планетами. Астральную оболочку назвал почему- то «низшим сердцем» (очень неподобающее и странное название астрала), в другой таблице поставил вместо Камы (животной души) тот же астрал. По каким-то причинам поставил «эфирное тело» вместо астрала. Само название эфирное тело, находящееся между астралом и физическим телом, не точно по определению, поскольку планы Эфира, место действия Высшего Манаса, находятся выше астральных планов. А тут им называют некого посредника между астралом и физическим телом, который не упоминается в семеричной природе человека. Об этом предупреждали, как Е.П.Блаватская, так и Е.И.Рерих. Вся эта не точная информация может запутать не подготовленные сознания людей. Автор пишет хорошие статьи, подробно и добросовестно раскрывает темы. И явно разбирается в трудах Е.П.Блаватской. Хочется пожелать успехов в трудном пути изучении трудов Упасики.

 

К.Савитрин  06-10-2020 16:10:01

С.Оленев: "Автор для раскрытия темы опирается на труды Е.П.Блаватской или по тексту «можно воспользоваться теософскими представления о структуре Человека». Далее приводятся две таблицы: Структура Души Человека и Планы Сознания Человека, в которых довольно вольно интерпретированы часть принципов семеричной природы человека. Сравним таблицы автора с текстами Е.П.Б. о семеричной природе человека. Начнем с физического тела, далее -астрал, как упадхи (носитель) праны, а не эфирное тело автора, поскольку его не существует как отдельного принципа или аспекта." 

С различными схемами и представлениями теософов и рериховцев знаком. И составлял свои схемы по разным источникам. Указал, вероятно, не точно. Эта структура в значительной степени представлена в двух книгах: Анни Безант "Человек и его тела" и С.Стульгинскис "Введение в Агни Йогу". 

Вот фрагмент из второй: 

"АНАТОМИЯ ДУШИ И ДУХА

<...>

Агни-Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же существуют два психических, или душевных, тела его: материальное тело чувств и желаний (так называемое астральное) и материальное тело мышления (так называемое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию «души». Все эти три тела (физическое, астральное, ментальное) называются личностью человека — смертной, преходящей частью его.

Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой «Индивидуальностью», что соответствует западному «Духу». Агни-Йога считает ее бессмертной, вечной, единой для всех жизней: ее качества, умноженные и усовершенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следующее воплощение.

Наконец, божественной основой Индивидуальности является Монада — это бессмертная частица божественного Космического Огня. Монада есть подлинное, истинное «Я» человека — повелитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуальность, чтобы та выполняла свою миссию в ее воплощении на Земле, и побуждает ее к раскрытию и развитию ее качеств. Она дает ей силу очищать и дисциплинировать личность. Таким образом, в человеке существуют как бы три «я»: «Я» божественное, сверхчеловеческое, неизменное — это Монада; «Я» высшее, человеческое, развивающееся — это Индивидуальность; «Я» низшее, подчеловеческое, дисциплинируемое — это личность. Двое последних рассмотрим более подробно, так как с ними придется иметь дело в процессе ежедневной работы над собой.

Индивидуальность — духовная, или Огненная, бессмертная или вечная, — одна для всех воплощений, или жизней. Это она и есть «Чело-век» — что значит дух, или чело, веками проходящее.

Она троична: Воля (Атма) — Духовное Бытие, приемник вдохновения Монады; Любовь (Буддхи) — Сердце Высшее, чувствознание (или интуиция) — Сверхсознание, носитель высоких, духовных эмоций; Мудрость (Манас) — Разум Высший, ум философский, Сознание Высшее; сфера его деятельности — мысли абстрактные.

Личность — материальная, смертная, преходящая. Она является отражением троицы Индивидуальности, поэтому она также троична:

– ментальное тело — интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее; его продукция — мысли конкретные;

– астральное (тонкое) тело — «сердце низшее», инстинкт, подсознание; это область чувств, желаний, страстей — «эмоций низших»;

– физическое (плотное) тело — материальное бытие — самая грубая, самая ощутимая, видимая часть человеческого микрокосма.

Таким образом, Агни-Йога различает четыре вида сознания: подсознание, инстинкт — «сознание» астрального тела чувств; сознание низшее — сознание ментального тела конкретных мыслей (оба эти сознания принадлежат смертной личности — «душе»); сознание Высшее — сознание Манаса — Мудрости, Ума Высшего; Сверхсознание, Интуиция — Сознание Буддхи — Сердца, Любви (оба сознания принадлежат вечной Индивидуальности — Духу). Современная наука говорит только о подсознании и едином сознании; Сверхсознания она не знает, относя его проявления к подсознанию.

Каждая мысль и эмоция человека имеют свой индивидуальный цвет, но настолько тонкий и прозрачный, что не может быть нами видим. Все они оставляют свой след около человека в виде излучений. Эти световые излучения вокруг человека имеют название ауры. В настоящее время ученые уже производят удачные снимки аур на особо чувствительных цветных фото- и кинопленках."

 

К.Савитрин  06-10-2020 16:26:01

К двум названным книгам можно добавить "СЛОЖНЫЙ СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА" Е.Ф.Писаревой, который, полагаю опирается на работу Безант. 

«На днях послала Вам маленькую книжечку, собранную А. Безант, “Человек и его тела” (Besant Annie. Man and his Bodies. London: Theosophical Publishing House, 1911). Книжечка неплохая для перевода. Когда получите, напишите, мне хочется послать Вам и вторую из этой серии – “Карма” (Besant Annie. Karma. London: Theosophical Publishing House, 1895.). Обе книжечки полезны для перевода» (Письмо Е.И.Рерих 01.10.1954). 

Фрагмент из работы Безант:

"Эфирный двойник

Современная физика утверждает, что все происходящие в теле изменения (где бы они ни происходили: в мускулах, в клетках или нервах) сопровождаются изменением электрического заряда; очевидно, то же самое можно сказать и о химических изменениях, протекающих беспрерывно. Тщательные наблюдения, проводившиеся с использованием сверхчувствительных гальванометров, полностью это подтвердили. Но там, где имеют место электрические процессы, должен присутствовать и эфир. Таким образом, наличие электрического тока является доказательством наличия эфира, который присутствует везде и во всем; частицы физической материи не вступают друг с другом в непосредственный контакт, но создают колебания в эфире. То, что западный ученый признает вполне правдоподобной гипотезой, восточная Духовная Наука считает очевидным фактом, поскольку эфир, по сути дела, так же видим, как, например, стол или стул; только для того, чтобы его разглядеть, требуется зрение, отличное от обычного физического.

Как уже было сказано, существуют четыре модификации эфира, и самая тонкая из них состоит из первичных физических атомов (не путать с так называемыми химическими атомами, которые представляют собой действительно сложные конструкции) — первичных потому, что они ставят физическую материю на грань полного исчезновения.

Эфирный двойник состоит из этих четырех типов эфира, сопутствующих твердым, жидким и газообразным составляющим плотного тела; эфир окружает каждую его частицу своего рода эфирной оболочкой, и, следовательно, образует тонкую копию плотной формы. Этот эфирный двойник ясно виден подготовленному глазу, он имеет серо-фиолетовый цвет: мутный или чистый, в зависимости от того, грубым или очищенным является плотное тело. Он состоит из всех четырех типов эфира, подобно тому как плотное тело состоит из твердых, жидких и газообразных веществ; но это эфирное вещество так же, как и вещество, составляющее плотное тело, может быть либо утонченным, либо грубым; заметьте, что свойства эфирного двойника изменяются вслед за свойствами плотного тела; и если ученик сознательно очищает свое плотное тело, то и его эфирный двойник тоже очищается без каких-либо дополнительных усилий с его стороны, даже если сам ученик и не думает об этом.

Благодаря эфирному двойнику жизненная сила — Прана — перемещается по нервам тела, что и позволяет им действовать в качестве носителей двигательной силы и обеспечивает их чувствительность к внешним воздействиям.

Но ни физическая, ни эфирная нервные субстанции не являются вместилищем мыслительной и двигательной способностей, равно как и способности чувствовать, поскольку они являются действиями Эго, проявляющегося в своих внутренних телах; его проявление на физическом уровне становится возможным благодаря перемещению дыхания жизни вдоль нервных волокон и вокруг нервных клеток; поскольку, как учил нас Шри Шанкарачарья, дыхание жизни — Прана — это активная энергия истинного Я.

Функцией эфирного двойника является служение в качестве физического посредника для передачи этой энергии, и вследствие этого в нашей литературе он часто называется носителем Праны."

 

К.Савитрин  06-10-2020 16:42:01

Поскольку Е.И.Рерих рекомендовала книгу Безант для перевода и изучения, а Стульгинскис состоял в переписке с Е.И.Рерих и получал от неё указания, комментарии, полагаю возможным использовать вышеприведенные схемы для описания человека и Человека. 

Вот ещё у Клизовского в "Основах миропонимания Н.Э.", которые проходили тщательную корректуру Е.И.Рерих, есть такие строки: 

"Когда построено ментальное тело, обитающее в непреходящем теле нашего эго, вместе с созданным ментальным телом, опускается в астральный план, где из материи астрального плана таким же образом строится астральное тело, или тело желаний, посредством которого вновь воплотившийся человек будет выражать свои желания, свои страсти и эмоции.

Дальше таким же образом строится эфирный двойник из материи физического плана. Эфирный двойник есть точная копия будущего физического тела или, вернее, его оригинал, ибо он существует раньше физического тела, и оно развивается во вновь родившемся человеке в таком виде, в каком существует эфирный двойник.

Когда все вышеописанные оболочки созданы, наступает время рождения человека." (из части 1, главы 5. Учение о перевоплощении) 

"Нити всех органов и всех центров переплетаются в солнечном сплетении. Солнечное сплетение приводит к гармонии и равновесию действие центров интеллектуального и сенситивного, иначе говоря, мозга и половой сферы. Солнечное сплетение есть аккумулятор, трансмутатор и распределитель психической энергии не только всем органам физического тела, но и ЭФИРНОМУ ТЕЛУ, которое, в свою очередь, питает астральное тело. Оно есть запасный склад неиспользованной и неизрасходованной психической энергии. Приведенный в движение центр солнечного сплетения действует самостоятельно и непрестанно.

«Центр солнечного сплетения является фокусом радиации огня. Нужно представить себе, как действует огонь. Как все высшие функции Космоса действуют изнутри, так и огонь солнечного сплетения напрягается в самом зерне. Центр солнечного сплетения дает равновесие всем телам, и радиация его насыщает также ЭФИРНОЕ ТЕЛО, которое питает астральное тело. Переплетение всех центров и всех тел сравнивается с кольцами спирали, которые объединяются в центре солнечного сплетения. Каждая планета, каждый огненный центр имеет свое солнечное сплетение и Божественный Огонь жизни. Если сознание расширится в понимании этих явленных соответствий, то связь Макрокосмоса с микрокосмосом станет огненной Истиной. Волны токов беспредельны в своем разнообразии. По этим волнам огненный дух сообщается с пространством и другими Мирами.

Так же в древности изображали солнце со своими лучами, так можно изобразить и солнечное сплетение, которое имеет свои особые излучения, исходящие из зерна через всю заградительную сеть. Эти мощные токи приносят сердцу все отражения пространства» (Мир Огненный. ч. Ill,219)." (из части 3, главы 2. О ЦЕНТРАХ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ) 

Составленные схемы более опираются на работы Клизовского, Стульгинскиса, Писаревой и Безант. Труды Блаватской более сложны для меня пока. В них есть различные наименования и толкования, среди которых порой весьма трудно понять, относится ли что-то к экзотерическому или эзотерическому толкованию. 

 

К.Савитрин  06-10-2020 16:58:01

С.Оленев: "Атман, поскольку он находится над головой человека и не принадлежит человеку, седьмой принцип принадлежит аурической оболочке человека."

 

Согласно ли теософской структуре человека или в соответствии с Учением Живой Этики Не только Атман "не принадлежит человеку", но и принцип Буддхи. Атман тождественен Брахману, а принцип Буддхи - Мировой Душе. Об этих принципах сказано, что они не обитают в человеке, но лишь осеняют его. А вот о местонахождении этих принципов над или за головой не припомню. Может подскажете источник? 

С.Оленев: "Сопоставляя эту информацию видно, что автор ошибочно приписал к ментальному телу «рассудочные мысли, (житейские)», то с чем болтаются кама-рупические оболочки в низких сферах кама-локи, а не летают сознательно между планетами."

 

По ментальному телу пояснил выше цитатой из Стульгинскиса, но аналогичные есть у Безант и Клизовского. А вот "«рассудочные мысли, (житейские)», то с чем болтаются кама-рупические оболочки в низких сферах кама-локи, а не летают сознательно между планетами." Мне совершенно непонятно, откуда взято. рассудочные (житейские) мысли генерируются людьми и сопровождают всех нас в земной жизни, а в кама-локе могут сопровождать только закрепленные в сознании при жизни земной соответствующие мыслеформы. 

С.Оленев: "Само название эфирное тело, находящееся между астралом и физическим телом, не точно по определению, ... (и т.д. до конца комментария)"

 

Ответ был дан в комментарии с цитатой из работы Безант. Вообще же лучше попытайтесь понять идеи, которые были выражены с помощью схем. А то ведь можно уподобиться Суббе Роу, который критиковал теософские представления о структуре человека, данные через Блаватскую, утверждая, что есть только 4 принципа. У него по этому поводу есть целая статья, которую, кстати после комментировала Блаватская.

 

В различных схемах легко заблудиться. Я пока предпочитаю приведенные, так как они мне представляются достаточно понятными и наглядными для объяснения тех идей, о которых пишу.

 

К.Савитрин  06-10-2020 17:10:01

Элис: "Хорошая подборка информации. Но, мне видится, возможно с первого взгляда, что отмечая: "В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.", упускается важный момент, как же утверждается это течение, чтобы земной мудростью ему предасться? Когда Неземная Мудрость Высшего Разума и Высших Сил "дает толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции", Они не вправе делать это насильно, но человечество планеты должно самостоятельно утвердить этот выбор своей "рукой и ногой". Это не то же самое, что "мудро ждать" и "догонять, что сказали Мудрецы" для нас."

 

Никто насильно в Светлое Будущее нас не тащит. Мы свободны делать выбор к Свету или во тьму. А вот Сроки Сужденные нам не ведомы. Уже в течение более полувека Говорится о грозящей планете катастрофе. Говорилось Рерихам, Абрамову. А мы всё надеемся неспеша подготовиться к постепенному переходу в Новую Эпоху. Мы надеемся, что авось успеем, небось минует нас чаша страданий, да как-нибудь войдем в число избранных... Русский философ прошлого века Иван Ильин писал в 1928 году: "И стоят авосевы города не горожены..."

Никто не даст нам совершенных и полных указаний, что как и где делать. Каждый в свою меру должен оттачивать распознавание, совершенствовать свой характер, развивать огненные качества Человека и трудиться не в особых условиях, а там, где он есть. выполняя свой долг по отношению ко всем, с кем соединяет Жизнь.

 

К.Савитрин  06-10-2020 17:13:01

Да, в публикации текст в кавычках без ссылок после них - цитаты из герметического трактата "Кибалион", комментариями к которому является приведенная работа. Первоначально "Комментарии" шли сразу за текстом трактата. И потому не ссылался на него.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *