КИБАЛИОН. Глава 4. Всё

КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии

Глава 4. Всё



«Под и за Вселенной Времени, Пространства и Измерения – всегда можно найти Существенную Реальность (действительность) – основную Истину» (КИБАЛИОН).
«Сущность» означает то, под чем подразумеваются внешние проявления: суть, материальная действительность, явление само по себе и так далее. «Существенный» означает «действительно существующий», «являющийся реальным действительным элементом». «Действительность» подразумевает состояние реального бытия, истинного, длящегося, меняющего силу, устойчивого, непрерывного, действующего и так далее.
Под и за всеми внешними проявлениями и явлениями должна быть всегда Существенная Реальность. Это Закон.
Человек, размышляя о Вселенной, частичкой которой он является, не видит ничего, кроме изменений материи, сил и душевных состояний. Он видит, что ничего действительного не существует, но все становится и изменяется. Ничто не является неподвижным – всё рождается, paстёт, умирает. В тот самый момент, когда явление достигает своей вершины, оно начинает снижаться. Закон Ритма всегда действует постоянно, нет Реальности, длящейся величины, постоянства и вещественности в чём-либо, ничто не постоянно, кроме изменений. Человек видит все явления вытекающими из других, преобразовавшимися в другие, – постоянное действие и противодействие, вливание и сток, построение и разрушение, творчество и разрушение, рождение, рост и смерть.
Ничто не длится, кроме изменения. Мыслящий человек сознаёт, что все эти изменяющиеся явления должны быть внешними выявлениями какой-то силы, какой-то Существенной Реальности.
Мыслители всех стран и всех времен признавали необходимость постулирования этой Существенной Реальности. Все философии, заслуживающие этого названия, ocнованы на этой мысли. Человек дал этой Существенной Реальности множество названий – некоторые называли её термином Божества (под множеством имён), другие называли её Бесконечной и Вечной Энергией, третьи пытались назвать её Материей, – но все признавали её существование. Это самоочевидно, не требует доказательств.
В настоящих уроках мы следовали примеру величайших мыслителей мира – как древнего, так и современного, и, – Мастеров-Герметистов, и назвали эту основную Силу, Существующую Действительно, Герметическим названием «Всё», считая этот термин наиболее исчерпывающим из когда-либо применяемых человеком к тому, что превосходит имена и названия.
Мы следуем и учим точке зрения величайших из Герметистов-мыслителей всех времён, а также тех просветлённых душ, достигших высших плоскостей бытия, которые утверждают, что внутренняя природа Всего – Непознаваема. Так должно быть, так как ничто, кроме Самого, не может постичь Его природы и бытия.
Герметисты верят и учат, что Всё само по себе есть и должно быть всегда непознаваемо. Они принимают все теории, предположения и измышления теологов и метафизиков, относящиеся к внутренней природе Всего, не за что иное, как за детские попытки смертных умов ухватить секрет Бесконечности. Такие попытки терпели и будут всегда терпеть неудачи, исходя из самой природы задачи. Тот, кто предпринимает такие попытки, будет блуждать лабиринтами мыслей вокруг да около до тех пор, пока не потеряет здравый смысл в рассуждении, в действиях и в поведении до такой степени, что станет совершенно не пригодным к жизни и труду. Такой человек похож на белку, неистово бегущую внутри вращающегося колеса, вечно стремясь и ничего не достигая, оставаясь по прежнему пленником, стоящим на том же месте, откуда был начат бег.
Ещё более самонадеянны те, кто пытается приписать Всему какое-то лицо, качества, свойства, характеристики и характеры самих себя, приписывая Всему человеческие эмоции, чувства и т.д., вплоть до самых низменных свойств, присущих человеку, таких, как ревность, приверженность лести и славе, страсть к оскорблениям и поклонению и всем другим остаткам дней детства расы. Такие идеи недостойны выросших мужчин и женщин и быстро отбрасываются ими.
Здесь, нам кажется, уместным заметить, что мы делаем различие между Религией и Теологией, между Философией и Метафизикой.
Религия для нас означает интуитивное осознание существования Всего и чьё-то отношение к Нему, тогда как Теология означает попытки людей приписать Ему лицо, свойства и характеристики; теории, касающиеся их взаимоотношений, желаний, страстей, планов и проектов; предположения о необходимости «людей-посредников» между Всем и людьми.
Философия для нас означает стремление к познанию вещей познаваемых и объясняемых, тогда как Метафизика означает попытку вести это исследование в пределах и за пределами непознаваемых и немыслимых религий и с теми же стремлениями, как и Теология.
Соответственно, как Религия, так и Философия мыслятся нами как явление, уходящее корнями в Реальность, тогда как Теология и Метафизика кажутся нам подобными изломанному тростнику, растущему на зыбучих песках невежества и служащими не чем иным, как весьма ненадежной опорой мысли и души Человека. Мы не настаиваем на том, чтобы наши Ученики приняли эти определения, мы хотели просто показать наше понимание. Во всяком случае,  в этих уроках  вы очень мало услышите о Теологии и Метафизике.
Но тогда как внутренняя природа Всего Непознаваема, существуют определенные Истины, связанные с Его существованием, которые человеческий разум вынужден принять. Изучение этих выражений является определенным предметом исследований, особенно если они согласуются с выражением Просветленных на более высоких планах. И к этому исследованию мы вас теперь приглашаем.
«То, что есть Основная Истина – Существенная Реальность – выше реальных имен, но мудрые люди называют ее Всем»
«По своей Сущности Всё – Непознаваемо».
«Но слова Разума должны быть гостеприимно приняты с уважением и изучены» (КИБАЛИОН).
Человеческий Разум, доводы которого мы должны принимать постольку, поскольку мы вообще мыслим, говорит  нам относительно Всего, не пытаясь сдвинуть за­весу Неизвестного:
1. Всё должно быть Всем, что реально существует. Ничто не может существовать вне Всего, иначе Всё не было бы Всем.
2. Всё должно быть Бесконечным, так как нет более ничего, что могло бы определить, ограничить, оградить, по­ставить пределы и преграды Всему.
Оно должно быть Бес­конечно во Времени, то есть Вечно; Оно должно всегда не­прерывно существовать, так как нет ничего, что могло бы когда-нибудь создать Его, и ничто никогда не создается из ничего, а если Оно когда-то «не было», пусть даже на мгно­венье, Оно бы «не было» теперь – Оно должно существовать непрерывно всегда, так как нет ничего, что могло бы Его разрушить, и Оно не сможет никогда «не быть», даже на мгновенье, так как «нечто» никогда не сможет стать «ничем».
Оно должно быть бесконечно в Простран­стве – Оно должно быть повсюду, так как нет простран­ства вне Всего. Оно не может быть каким-либо иным, нежели беско­нечным в Пространстве без времени, перерывов, разделе­ний или обрывов, так как нет ничего, что могло бы пре­рвать, разделить или оборвать Его длительность, и ничего, что могло бы «заполнить Его время».
Оно должно быть Бесконечным по Силе (власти) или Абсолютным, так как нет ничего, способного лимитировать, ограничивать, определять, возмущать или обуславливать Его – Оно не подвержено никакой другой Силе, так как нет другой Силы.
3. Всё должно быть неизменно, то есть не должно быть подвержено изменениям в своей действительной природе, так как нет ничего, что могло бы воздействовать на Него: ничего, во что Оно могло бы или из чего Оно могло бы измениться когда-либо. Оно не может быть прибавлено или вычтено, увеличено или уменьшено, или стать больше или меньше в каком-либо отношении. Оно должно всегда быть и всегда останется именно тем, что Оно представляет теперь – Всем. Ничего не было никогда, нет теперь и никогда не будет, во что Оно могло бы переродиться (измениться). Всё – Бесконечно, Абсолютно, Вечно и Неизменно.
Отсюда следует, что нечто конечное, изменчивое. мимолетное и обусловленное – не может быть Всем. И, поскольку вне Всего нет ничего в действительности, постольку все таковые конечные вещи должны быть в действительности ничем. Не пугайтесь здесь и не становитесь в тупик (не становитесь затуманенным): мы не пытаемся ввести вас в область Христианской Науки под покровом Герметической Философии. Существует примирение этих совершенно противоположных положений. Успокойтесь, мы достигнем его в своё время.
Мы видим вокруг нас то, что называется Материей, что образует физическую основу всех форм. Является ли Всё просто Материей? Отнюдь нет. Материя не может проявить Жизнь или Мысль, а поскольку Жизнь и Мысль проявляются во Вселенной, Всё не может быть Материей, так как ничто не поднимается выше этой сущности, ничто не проявляется в следствии когда-либо беспричинно (необоснованно), ничто не развивается как последующее, если нет чего-то предшествующего. К тому же современная наука  говорит нам о том, что нет в действительности такой вещи, как Материя: то, что мы называем Материей – не что иное как дискретная энергия или сила, то есть Энергия или Сила при низких темпах вибрации. Как говорил недавно один писатель: «Материя перешла в тайну». Даже материалистическая наука оставила теорию материи и остановилась на том, что основа есть «энергия».
Тогда – является ли Всё простой Энергией или Силой? Ни Энергией, ни Силой, как их обозначают материалисты, так как их энергия и сила – слепые механические явления, лишенные жизни и мысли. Жизнь и Мысль никогда не могут возникнуть из слепой энергии или силы по причине, указанной ранее: «Ничто не может подняться выше своей сути; ничто не развивается, если оно не содержит всего, ничто не проявляется в следствии, если нет причины».
Итак, Всё не может быть просто Энергией или Силой,  так как будь это так – не было бы (не существовало бы) Жизни и Мысли,  и мы знаем это лучше, чем что-либо, поскольку мы живем и пользуемся разумом для обсуждения этого самого вопроса так же, как и те, кто провозглашают, что Энергия и Сила есть Всё.
Что же мы знаем из того, что существует во Вселенной и было бы выше Материи или Энергии? Жизнь и Разум, Жизнь и Мысль во всех их изменениях, градациях разви­тия. Тогда, спросите вы, не хотите ли вы сказать, что «Всё есть Жизнь?» – «И да и нет», – будет ответ. Если вы подразумеваете Жизнь и Мысль так, как её понимают «простые смертные», мы скажем «Нет, Всё не таково». «Но какой же тип Жизни и Мысли вы имеете в виду?» – спросите вы. Ответ: «Живущая Мысль настолько выше того, что смерт­ные понимают под этими словами, насколько Жизнь и Мысль выше механических Сил или Материи – Бесконечный Живущий Разум настолько же выше при сравнении с ко­нечной Жизнью и Разумом».
Мы имеем в виду то, что Просветлённые (высокие) души подразумевают, когда с уважением произносят слово «Дух».
«Всё есть Бесконечный Живущий Разум, – Просвет­лённые называют его Духом».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *