КИБАЛИОН. Глава 14. Душевный Пол

КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии


Глава 14. Душевный Пол



Студенты-психологи, следующие современным течени­ям мысли, относительно душевных явлений, поражены на­стойчивостью идеи дуализма души, которая настолько силь­но проявляется в течение последних десяти или пятнадца­ти лет, и которая положила начало множеству правдоподобных теорий, касающихся природы и строения этих двух душ. Один из последних, Томсон И. Ходсон, приобрёл большую популярность в 1893 году, выдвинув свою хорошо извест­ную теорию объективной и субъективной души, существова­ние которых он предположил в каждом индивиде. Другие писатели привлекли почти такое же внимание теориями относительно сознательного и подсознательного разума, активной и пассивной души и так далее. Теории различных писателей отличаются друг от друга, но всегда остается принцип двойственности души.
Ученик Герметической Философии невольно улыбает­ся, прочитав или услышав об этих многочисленных новых теориях, относительно двойственности души, и заметит, что каж­дая школа упорно придерживается своих убогих теорий и провозглашает, что только она одна открыла истину.
Ученик перевернет страницы оккультной истории и вновь в неясных началах оккультных учений он найдет ссылки на древнюю Герметическую доктрину.
Принцип Пола на Душевно-Ментальном Плане – есть проявление Ду­шевного Пола. Углубляясь дальше, мы обнаружим, что древ­няя философия обладала знаниями о явлениях двойствен­ной души и относила это к теории Душевного Пола. Идею Душевного Пола легко объяснить в нескольких сло­вах ученикам, знакомым с современными теориями, на ко­торые мы ссылались. Мужской Принцип Души относится к так называемому Объективному Разуму, Сознательному, Добровольному, Активному и так далее. Женский Принцип Души относится к так называемому Субъективному Разуму, Подсознательному, Невольному (непроизвольному), Пассивному и так далее.
Разумеется, Герметическое Учение не согласуются с многочисленными современными теориями о природе двух фаз души, и не принимают многих фактов, приписываемых этим двум соответствующим аспектам, поскольку некоторые из упомянутых теорий и утвержде­ний натянуты (притянуты за волосы) и не выдерживают эксперимента или демонстрации. Мы указали фазы согла­сия только для того, чтобы помочь ученику усвоить ранее приобретенные знания в соответствии с Учениями Герме­тической Философии. Ученики Ходсона заметят в начале второй главы утвержде­ние «Закона Психических Явлений».
Мистический непонятный язык Герметических филосо­фов раскрывает ту же общую идею, то есть двойственность души. Если бы доктор Ходсон нашёл время и потрудился расшифровать кое-что из «мистического непонятного язы­ка» Герметической Философии, он бы немного просветился насчёт двойственности души. Но тогда, вероятно, его наи­более интересная работа не была бы написана.
Рассмотрим теперь рассуждения Герметических Учений относительно Душевного Пола.
Учителя-Герметисты передают свои наставления по это­му предмету, предлагая ученику изучить доводы их созна­ния относительно самих Себя. Ученикам предлагается обратить своё внимание во внутрь Себя, в своё внутреннее Я, обитающее внутри человека. Каждый ученик приходит к мысли, что его сознание даёт ему первое сообщение о Своём существовании – сооб­щение «Я есмь». Поначалу эти слова кажутся последними словами сознания, но небольшое дальнейшее рассмотре­ние раскрывает тот факт, что это «Я есмь» можно разде­лить, или расщепить, на две чёткие части, или аспекты, которые, работая вместе и в согласии однако, несмотря на это, могут быть разделены в сознании.
Тогда как при первом взгляде кажется существующим только «Я», более тщательное и тесное рассмотрение обна­руживает тот факт, что существует «Я» и «я».
Эти две души-близнецы различаются по своим призна­кам и природе, и исследование их природы и явлений, проистекающих из таковой, прольёт много света на многочис­ленные проблемы душевных влияний.
Начнем с рассмотрения «я», которое обычно ошибочно принима­ется учениками за «Я», пока они не направят ис­следование немного глубже, в укромные уголки сознания.
Человек думает о Себе (в аспекте «я»), как состоящем из определённых чувств, вкусов, приязней и неприязней, привычек, особых связей, качеств и так далее, из кото­рых складывается его личность, известная ему самому и другим. Он знает, что эти эмоции и чувства из­меняются, рождаются и умирают, подвержены Принципам Ритма и Полярности, увлекающим его от од­них крайних чувств к другим. Он думает о своём «я» как об определённом знании, собранном в его уме и формирующим часть его «я». Таково «я» человека.
Но мы поторопились: «я» многих людей, можно ска­зать, в очень большой степени заключает в себе сознание тела и его физических аппетитов и потребностей. Их сознание глав­ным образом связано с телесной природой, они практичес­ки живут в ней. Некоторые люди заходят так далеко, что рассматривают своё личное облачение как частью собственного «я» и, ка­жется, действительно считают его частью самих себя. Один писатель с юмором заметил, что «люди состоят из трёх ча­стей: души, тела и одежды». Такие «одеждосознающие» люди потеряли бы свою индивидуальность, если бы в слу­чае кораблекрушения их лишили одежды дикари. Но даже многие из тех, кто не так сильно связан мыслями о личном одеянии, придерживаются взгляда, что сознание их тел и является их подлинным «я». Они не могут почувствовать себя независимыми от тела. Их душа кажется им практически «чем-то принадлежащим» их телу, и это действительно так в большинстве случаев.
Однако по мере восхождения человека по лестнице сознания он может отделить своё «я» от понятия тела и становится способным думать о своём теле как о принадлежности души. Но даже тогда он ещё весьма склонен отождествлять эти внутренние состояния с самим Собой, вместо того чтобы считать их порождениями некоторой части своего ума, существующими внутри него, но всё же не самим Собой. Он видит, что он может изме­нить эти внутренние состояния и чувства усилием воли и что он может создать чувство или состояние совершенно про­тивоположного характера, хотя в то же время в нём суще­ствует то же самое «я».
Итак, наконец, он может отбросить эти различные ду­шевные состояния, эмоции, чувства, привычки, качества, особенности и другие личные душевные проявления, может отбросить их в «не-я» – коллекцию странностей и обуз, так же как и собрания ценных качеств. Это требует максималь­ной умственной концентрации и силы душевного анализа со стороны ученика. Но всё же эта задача доступна для пере­довых учеников и даже для тех, кто не слишком продви­нулся, – все они могут мысленно проследить, как проис­ходит этот процесс.
После того как процесс отбрасывания выполнен, ученик обнаружит, что он сознательно владеет той частью Себя, кото­рую он может считать как «я» или «Я» – в двойственном аспек­те. «Я» может ощущаться как нечто душевное, в котором воспроизводятся мысли, идеи, эмоции, чувства и другие душевные состояния. Его можно считать как бы «душевным чревом», как его величали древние, – способ­ным порождать душевное потомство. Оно заявляет о своём существовании сознанию, как «я» со скрытыми силами твор­чества и генерации душевного потомства всех видов и ти­пов. Силы его творческой энергии поистине громадны. Но в то же время кажется, оно осознаёт, что оно долж­но получить некую энергию от своего спутника «Я», либо от ещё чьего-то «Я», прежде чем оно сможет при­вести свои душевные творения к существованию. Это со­знание приносит с собой понимание огромных способнос­тей умственной деятельности и творчества.
Однако ученик вскоре обнаруживает, что это ещё не всё, что он может найти в своём внутреннем сознании. Он открывает, что существует Нечто Духовное, способное заставить его «я» действовать в определённом направлении творчества и которое может стоять в стороне и наблюдать за душевным творчеством. Его учат, что эту часть самого себя он может назвать своим «Я». При жела­нии он может оставаться в его сознании. Ученик обнаруживает, что в этом «Я» нет побуждения к активному творче­ству или генерации, в смысле последовательного процес­са участия в действиях разума, а скорее есть побуждение направить энергию от «Я» к «я» – то есть процесс повеления к началу и осуществлению творчество разу­ма. Он также находит, что «Я» способно наблюдать со сто­роны за действиями душевного творчества и генерации «я».
Такой двойственный аспект присущ душе каждой лич­ности. «Я» представляет Мужской Принцип Душевного Пола, а «я» – представляет Женский Принцип. «Я» пред­ставляет аспект Бытия, а «я» – аспект Становления.
Вы заметите, что Принцип Соответствия действует на этом плане точно так же, как на Великом Плане сотворения Вселенной. Оба процесса сходны по типу, хотя крайне различны по уровню. «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».
Эти аспекты разума – Мужской и Женский Принци­пы – «Я» и «я», рассматриваемые в их связи с хорошо изве­стными умственными и психическими явлениями, дают ключ Мастерства тем, кто неясно понимает сферу действия и проявления души. Принцип Душевного Пола передаёт ту Истину, что лежит в основе целой области явлений ду­шевных влияний.
Стремление Женского Принципа всегда направлено к получению впечатлений, тогда как тенденция Мужского всегда стремится произвести их, выразить себя. Женский Принцип имеет в своём действии весьма обширную сферу по срав­нению с Мужским.
Женский Принцип руководит порождением новых мыс­лей, концепций, идей, включая работу воображения. Муж­ской Принцип связан с работой Воли (желания) в её раз­личных фазах. И всё же без активной помощи Воли Муж­ского Принципа Женский Принцип склонен оставаться занятым порождением духовных образов, являющихся след­ствием впечатлений, полученных извне, вместо того чтобы творить собственные духовные образы.
Личности, которые могут уделить длительное внимание предмету и поразмыслить над ним, активно пользуются обо­ими Душевными Принципами: Женского Принципа – в работе ак­тивного творческого Разума и Мужским Принципом Воли – в воз­буждении и передаче энергии творческой части души.
Боль­шинство людей пользуются Мужским Прин­ципом, но в малой степени, довольствуясь жизнью в соответствии с мыслями и идеями своих «я», заимствованных из «Я» других. Однако вдаваться в подробности этого предмета не входит в наши цели, так как его можно изучить по любому хорошему учебнику психологии, пользуясь ключом, которым мы вам передали, рассмотрев Душевно-Ментальный План.
Изучающие психические явления хорошо осведомлены о замечательных феноменах, объединённых под общими на­званиями Телепатии, Передачи Мыслей, Душевного Влия­ния, Внушения, Гипнотизма и так далее.
Многие искали объяснения этим разнообразным явлениям в теориях различных приверженцев двойственнос­ти души. И в какой-то мере они правы, так как здесь налицо проявление двух чётких фаз душевной деятельности. Но если наши ученики рассмотрят эти двойственные разу­мы в свете Герметических Учений о Вибрации и Душев­ном Поле, они увидят то, что так долго искали, так как ключ у них в их руках.
В явлениях Телепатии видно, как Вибрационная энер­гия Мужского Принципа устремляется в сторону Женско­го Принципа другой личности, и последняя принимает семена мыслей и позволяет им развиваться до расцвета. Точ­но таким путем действуют Внушение и Гипнотизм. Мужской Прин­цип личности производит Внушение, посылает Вибрационную энер­гию Силы Воли Женскому Принципу другой личности, а последний, принимает его, как собственное, и действует и думает соответствующим образом. Так вибрационная идея в разуме другой личности растёт и развивается, и в то время, как она считается законным духовным по­томством индивида, она в действительности подобна ку­кушкину яйцу, помещённому в гнездо воробья, где она уничтожает законное потомство и чувствует себя, как дома.
Нормальное состояние Мужского и Женского Принци­пов в разуме личности состоит в координации и гармони­ческом действии в согласии друг с другом. Но, к несчас­тью, Мужской Принцип у средней личности слишком ле­нив, чтобы действовать; выражение Силы Воли слишком слабо, и, соответственно, такими личностями почти всецело управ­ляют разум и воля других людей, кото­рым они позволяют думать и изъявлять волю за них.
Каким образом новые оригинальные мысли или дей­ствия выявляются средней личностью? Не является ли боль­шинство людей лишь тенью или эхом других, обладаю­щих более сильными разумом и волей, нежели их собствен­ные? Беда в том, что средний человек обитает в сознании своего «я» и не осознает того, что он обладает ещё и такой вещью, как «Я». Он поляризован в своем Женском Принци­пе Разума, а Мужской Принцип, в котором заложена Воля, не используется и становится недействующим.
Сильные мужчины и женщины мира неизменно про­являют Мужской Принцип Воли и их сила заключается именно в этом. Вместо того, чтобы жить впечатлениями, внесенными в их разум другими, они возвышают свои души собственной волей, получая типы духовных образов, которые они желают, и, более того, они возвышают умы дру­гих.
Взгляните на сильных людей, как им удается внедрить семена мысли в души людских масс, заставляя их думать в соответствии со своими желаниями и волей! Именно поэтому множество людей представляют собой такие овцеподобные существа, никогда не порождающие собственных идей, не использующие собственных сил умственной деятельности.


Проявления Пола Разума можно заметить повсюду в по­вседневной окружающей жизни. Привлекательные люди – это те, которые могут пользоваться Мужским Принципом для того, чтобы внушить свои мысли другим. Актёр, зас­тавляющий людей плакать, когда захочет, пользуется этим Принципом. Точно так же обстоит дело с преуспевающим оратором, государственным деятелем, пропагандистом, пи­сателем, проповедником и другими людьми, находящимися в центре общественного внимания. Своеобразное влияние, оказываемое некоторыми людьми на других, обязано своим происхождением проявлению Пола Разума по вышеука­занным линиям Вибрации.
Именно в этом Принципе заложен секрет привлекатель­ности личности, её влияния и обаяния, а также тайна явлений, общеизвестных под названием Гипнотизма.
Ученик, ознакомившийся с явлениями, известными под названием психических, обнаружит, какую важную роль играют в них те силы, которые наука назвала Влиянием, понимая под этим термином процесс или метод, посредством которого идеи (мысли) передаются или внуша­ются разуму другого человека, заставляя его действовать в соот­ветствии с ними.
Правильное понимание Внушения необходимо для того, чтобы разумно понять различные психические явления, в основе которых лежит Внушение. Но в то же время изучающему Внушение ещё более необходимо знание Вибрации и Душевного Пола. В целом Принцип Внушения зависит от Принципов Душевного Пола и Вибрации.
Писатели и мастера Внушения обычно объясняют, что именно объективный, или произвольный, ум оказывает Душевное Влияние или Внушение на субъективный, или невольный, ум. Но они не описывают процесса и не показывают аналогий в природе, по которым мы могли бы легче понять идею. Однако если вы рассмотрите предмет в свете Герметического Учения, вы сможете увидеть, что передача энер­гии Женскому Принципу Вибрационной энергией Мужс­кого Принципа находится в согласии со всеобщими законами природы, и естественный мир представляет бесчисленные количества аналогий, по которым легко можно по­нять этот Принцип.


Действительно, Герметическое Учение показывают, что само сотворение Вселенной следует тому же Зако­ну во всех творческих проявлениях – на планах Духов­ном, Душевно-Ментальном и Физическом всегда в действии Прин­цип Пола, то есть проявление Мужского и Женского Прин­ципов. «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Более того, когда Принцип Душевного Пола однажды схвачен и понят, различные явления психологии сразу поддаются разумной классификации и изучению. Принцип вырабатывается на практике потому, что он основан на не­изменных всеобщих законах жизни.
Мы не будем вдаваться в обширную дискуссию или опи­сания различных явлений Душевных Влияний или психичес­кой деятельности. Существует много книг, которые достаточ­но хорошо излагают этот предмет. Главные установки, высказанные в этих книгах, пра­вильны, хотя многие писатели попытались объяснить явле­ния при помощи различных любимых ими собственных теорий.
Ученик может ознакомиться с данным предметом и, ис­пользуя теорию Душевного Пола, навести порядок в хаосе противоречивых теорий и учений. Кроме того, он легко может сделаться Мастером в этой дисциплине, если имеет к тому склонность.
Цель данной работы заключается не в том, чтобы дать расширенное описание психических явлений, а скорее в том, чтобы дать ученику ключ Мастерства, которым он сможет отворить многие двери, ведущие в те части Храма Знания, которые он желает исследовать.
Мы чувствуем, что в Учении Кибалиона можно найти объяснения, которые будут способство­вать прояснению многих трудностей, заводящих ум в ту­пик; обрести ключ, который откроет многие двери. Какая польза вдаваться в подробности, касающиеся различных сторон психических явлений и психической науки, когда мы пере­даем в руки ученику средства, с помощью которых он мо­жет ознакомиться со всеми аспектами интересующего его предмета. С помощью Кибалиона можно заново пройти через любую оккультную библиотеку, и многие тёмные страницы и неясные предметы будут освеще­ны древним Светочем Египта.
Такова цель этой книги. Мы не стремимся изложить новую философию, а скорее очерчиваем контуры вели­кого, старого, как мир, Учения, которое сделает яс­ным все другие Учения и послужит Великим Примирите­лем различных теорий и противоречивых доктрин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *