КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии
Глава 14. Душевный Пол
Студенты-психологи, следующие современным течениям мысли,
относительно душевных явлений, поражены настойчивостью идеи дуализма души,
которая настолько сильно проявляется в течение последних десяти или пятнадцати
лет, и которая положила начало множеству правдоподобных теорий, касающихся
природы и строения этих двух душ. Один из последних, Томсон И. Ходсон, приобрёл
большую популярность в 1893 году, выдвинув свою хорошо известную теорию
объективной и субъективной души, существование которых он предположил в каждом
индивиде. Другие писатели привлекли почти такое же внимание теориями
относительно сознательного и подсознательного разума, активной и пассивной души
и так далее. Теории различных писателей
отличаются друг от друга, но всегда остается принцип двойственности души.
Ученик Герметической Философии невольно улыбается, прочитав или
услышав об этих многочисленных новых теориях, относительно двойственности души,
и заметит, что каждая школа упорно придерживается своих убогих теорий и
провозглашает, что только она одна открыла истину.
Ученик перевернет страницы оккультной истории и вновь в неясных
началах оккультных учений он найдет ссылки на древнюю Герметическую доктрину.
Принцип Пола на Душевно-Ментальном Плане – есть
проявление Душевного Пола. Углубляясь дальше, мы обнаружим, что древняя философия обладала знаниями о явлениях двойственной души и относила
это к теории Душевного Пола. Идею Душевного Пола легко объяснить в
нескольких словах ученикам, знакомым с современными теориями, на которые мы
ссылались. Мужской Принцип Души относится к так называемому
Объективному Разуму, Сознательному, Добровольному, Активному и так далее.
Женский Принцип Души относится к так называемому Субъективному Разуму,
Подсознательному, Невольному (непроизвольному), Пассивному и так далее.
Разумеется, Герметическое Учение не согласуются с
многочисленными современными теориями о природе двух фаз души, и не принимают
многих фактов, приписываемых этим двум соответствующим аспектам, поскольку
некоторые из упомянутых теорий и утверждений натянуты (притянуты за волосы) и
не выдерживают эксперимента или демонстрации. Мы указали фазы согласия только
для того, чтобы помочь ученику усвоить ранее приобретенные знания в
соответствии с Учениями Герметической Философии. Ученики Ходсона заметят в
начале второй главы утверждение «Закона Психических Явлений».
Мистический непонятный язык Герметических философов раскрывает
ту же общую идею, то есть двойственность души. Если бы доктор Ходсон нашёл время и потрудился расшифровать
кое-что из «мистического непонятного языка» Герметической Философии, он бы
немного просветился насчёт двойственности души. Но тогда, вероятно, его наиболее
интересная работа не была бы написана.
Рассмотрим теперь рассуждения Герметических Учений относительно
Душевного Пола.
Учителя-Герметисты передают свои наставления по этому предмету,
предлагая ученику изучить доводы их сознания относительно самих Себя. Ученикам предлагается обратить своё
внимание во внутрь Себя, в своё внутреннее Я, обитающее внутри человека. Каждый
ученик приходит к мысли, что его сознание даёт ему первое сообщение о Своём
существовании – сообщение «Я есмь». Поначалу эти слова кажутся последними
словами сознания, но небольшое дальнейшее рассмотрение раскрывает тот факт,
что это «Я есмь» можно разделить, или
расщепить, на две чёткие части, или аспекты, которые, работая вместе и в
согласии однако, несмотря на это, могут быть разделены в сознании.
Тогда как при первом взгляде кажется существующим только «Я»,
более тщательное и тесное рассмотрение обнаруживает тот факт, что существует «Я» и «я».
Эти две души-близнецы различаются по своим признакам и
природе, и исследование их природы и явлений, проистекающих из таковой, прольёт
много света на многочисленные проблемы душевных влияний.
Начнем с рассмотрения «я», которое обычно ошибочно принимается
учениками за «Я», пока они не направят исследование немного глубже, в укромные
уголки сознания.
Человек думает о Себе (в аспекте «я»), как состоящем из
определённых чувств, вкусов, приязней и неприязней, привычек, особых связей,
качеств и так далее, из которых складывается его личность, известная ему
самому и другим. Он знает, что эти эмоции и чувства изменяются, рождаются и
умирают, подвержены Принципам Ритма и Полярности, увлекающим его от одних
крайних чувств к другим. Он думает о своём «я» как об определённом знании,
собранном в его уме и формирующим часть его «я». Таково «я» человека.
Но мы поторопились: «я» многих людей, можно сказать, в очень
большой степени заключает в себе сознание тела и его физических аппетитов и
потребностей. Их сознание главным образом связано с телесной природой, они
практически живут в ней. Некоторые люди заходят так далеко, что рассматривают своё личное
облачение как частью собственного «я» и, кажется, действительно считают его
частью самих себя. Один писатель с юмором заметил, что «люди состоят из трёх частей:
души, тела и одежды». Такие «одеждосознающие» люди потеряли бы свою
индивидуальность, если бы в случае кораблекрушения их лишили одежды дикари. Но
даже многие из тех, кто не так сильно связан мыслями о личном одеянии,
придерживаются взгляда, что сознание их тел и является их подлинным «я». Они не
могут почувствовать себя независимыми от тела. Их душа кажется им практически
«чем-то принадлежащим» их телу, и это действительно так в большинстве случаев.
Однако по мере
восхождения человека по лестнице сознания он может отделить своё «я» от понятия
тела и становится способным думать о своём теле как о принадлежности души. Но даже тогда он ещё
весьма склонен отождествлять эти внутренние состояния с самим Собой, вместо
того чтобы считать их порождениями некоторой части своего ума, существующими
внутри него, но всё же не самим Собой. Он
видит, что он может изменить эти внутренние состояния и чувства усилием воли и
что он может создать чувство или состояние совершенно противоположного
характера, хотя в то же время в нём существует то же самое «я».
Итак, наконец, он может
отбросить эти различные душевные состояния, эмоции, чувства, привычки, качества,
особенности и другие личные душевные проявления, может отбросить их в «не-я» –
коллекцию странностей и обуз, так же как и собрания ценных качеств. Это требует
максимальной умственной концентрации и силы душевного анализа со стороны
ученика. Но всё же эта задача доступна для передовых учеников и даже для тех,
кто не слишком продвинулся, – все они могут мысленно проследить, как происходит
этот процесс.
После того как процесс отбрасывания
выполнен, ученик обнаружит, что он сознательно владеет той частью Себя, которую
он может считать как «я» или «Я» – в двойственном аспекте. «Я» может ощущаться
как нечто душевное, в котором воспроизводятся мысли, идеи, эмоции, чувства и
другие душевные состояния. Его можно считать как бы «душевным чревом», как его
величали древние, – способным порождать душевное потомство. Оно заявляет о
своём существовании сознанию, как «я» со скрытыми силами творчества и
генерации душевного потомства всех видов и типов. Силы его творческой энергии
поистине громадны. Но в то же время кажется, оно осознаёт, что оно должно
получить некую энергию от своего спутника «Я», либо от ещё чьего-то «Я», прежде
чем оно сможет привести свои душевные творения к существованию. Это сознание
приносит с собой понимание огромных способностей умственной деятельности и творчества.
Однако ученик вскоре
обнаруживает, что это ещё не всё, что он может найти в своём внутреннем
сознании. Он открывает, что существует Нечто Духовное, способное заставить его
«я» действовать в определённом направлении творчества и которое может стоять в
стороне и наблюдать за душевным творчеством. Его учат, что эту часть самого
себя он может назвать своим «Я». При желании он может оставаться в его
сознании. Ученик обнаруживает, что в этом «Я» нет побуждения к активному творчеству
или генерации, в смысле последовательного процесса участия в действиях разума,
а скорее есть побуждение направить энергию от «Я» к «я» – то есть процесс повеления
к началу и осуществлению творчество разума. Он также находит, что «Я» способно
наблюдать со стороны за действиями душевного творчества и генерации «я».
Такой двойственный аспект присущ душе каждой личности.
«Я» представляет Мужской Принцип Душевного Пола, а «я» – представляет Женский
Принцип. «Я» представляет аспект Бытия, а «я» – аспект Становления.
Вы заметите, что Принцип Соответствия действует
на этом плане точно так же, как на Великом Плане сотворения Вселенной. Оба
процесса сходны по типу, хотя крайне различны по уровню. «Как вверху, так и
внизу; как внизу, так и вверху».
Эти аспекты разума –
Мужской и Женский Принципы – «Я» и «я», рассматриваемые в их связи с хорошо
известными умственными и психическими явлениями, дают ключ Мастерства тем, кто
неясно понимает сферу действия и проявления души. Принцип Душевного Пола
передаёт ту Истину, что лежит в основе целой области явлений душевных влияний.
Стремление Женского Принципа всегда направлено к
получению впечатлений, тогда как тенденция Мужского всегда стремится произвести их, выразить
себя. Женский Принцип имеет в своём действии весьма обширную сферу по сравнению
с Мужским.
Женский Принцип руководит
порождением новых мыслей, концепций, идей, включая работу воображения. Мужской
Принцип связан с работой Воли (желания) в её различных фазах. И всё же без
активной помощи Воли Мужского Принципа Женский Принцип склонен оставаться
занятым порождением духовных образов, являющихся следствием впечатлений,
полученных извне, вместо того чтобы творить собственные духовные образы.
Личности, которые могут уделить длительное внимание
предмету и поразмыслить над ним, активно пользуются обоими Душевными
Принципами: Женского Принципа – в работе активного творческого Разума и
Мужским Принципом Воли – в возбуждении и передаче энергии творческой части
души.
Большинство людей пользуются Мужским Принципом, но в малой
степени, довольствуясь жизнью в соответствии с мыслями и идеями своих «я»,
заимствованных из «Я» других. Однако вдаваться в подробности этого предмета не входит в наши
цели, так как его можно изучить по любому хорошему учебнику психологии,
пользуясь ключом, которым мы вам передали, рассмотрев Душевно-Ментальный План.
Изучающие психические явления хорошо осведомлены о замечательных
феноменах, объединённых под общими названиями Телепатии, Передачи Мыслей,
Душевного Влияния, Внушения, Гипнотизма и так далее.
Многие искали объяснения этим разнообразным явлениям в теориях
различных приверженцев двойственности души. И в какой-то мере они правы, так
как здесь налицо проявление двух чётких фаз душевной деятельности. Но если наши ученики рассмотрят эти
двойственные разумы в свете Герметических Учений о Вибрации и Душевном Поле,
они увидят то, что так долго искали, так как ключ у них в их руках.
В явлениях Телепатии видно, как Вибрационная энергия Мужского
Принципа устремляется в сторону Женского Принципа другой личности, и последняя
принимает семена мыслей и позволяет им развиваться до расцвета. Точно таким
путем действуют Внушение и Гипнотизм. Мужской Принцип личности производит
Внушение, посылает Вибрационную энергию Силы Воли Женскому Принципу другой
личности, а последний, принимает его, как собственное, и действует и думает
соответствующим образом. Так вибрационная идея в разуме другой личности растёт
и развивается, и в то время, как она считается законным духовным потомством
индивида, она в действительности подобна кукушкину яйцу, помещённому в гнездо
воробья, где она уничтожает законное потомство и чувствует себя, как дома.
Нормальное состояние Мужского и Женского Принципов в
разуме личности состоит в координации и гармоническом действии в согласии друг
с другом.
Но, к несчастью,
Мужской Принцип у средней личности слишком ленив, чтобы действовать; выражение
Силы Воли слишком слабо, и, соответственно, такими личностями почти всецело
управляют разум и воля других людей, которым они позволяют думать и изъявлять
волю за них.
Каким образом новые оригинальные мысли или действия выявляются
средней личностью? Не является ли большинство людей лишь тенью или эхом
других, обладающих более сильными разумом и волей, нежели их собственные?
Беда в том, что средний человек обитает в сознании своего «я» и не осознает того,
что он обладает ещё и такой вещью, как «Я». Он поляризован в своем Женском Принципе
Разума, а Мужской Принцип, в котором заложена Воля, не используется и
становится недействующим.
Сильные мужчины и женщины мира неизменно проявляют
Мужской Принцип Воли и их сила заключается именно в этом. Вместо того, чтобы
жить впечатлениями, внесенными в их разум другими, они возвышают свои души
собственной волей, получая типы духовных образов, которые они желают, и, более
того, они возвышают умы других.
Взгляните на сильных людей, как им удается внедрить семена мысли
в души людских масс, заставляя их думать в соответствии со своими желаниями и
волей! Именно поэтому множество людей представляют собой такие овцеподобные
существа, никогда не порождающие собственных идей, не использующие собственных
сил умственной деятельности.
Проявления Пола Разума
можно заметить повсюду в повседневной окружающей жизни. Привлекательные люди –
это те, которые могут пользоваться Мужским Принципом для того, чтобы внушить
свои мысли другим. Актёр, заставляющий людей плакать, когда захочет, пользуется
этим Принципом. Точно так же обстоит дело с преуспевающим оратором,
государственным деятелем, пропагандистом, писателем, проповедником и другими
людьми, находящимися в центре общественного внимания. Своеобразное влияние, оказываемое некоторыми людьми на других, обязано
своим происхождением проявлению Пола Разума по вышеуказанным линиям Вибрации.
Именно в этом Принципе
заложен секрет привлекательности личности, её влияния и обаяния, а также тайна
явлений, общеизвестных под названием Гипнотизма.
Ученик, ознакомившийся с явлениями, известными под названием
психических, обнаружит, какую важную роль играют в них те силы, которые наука
назвала Влиянием, понимая под этим термином процесс или метод, посредством
которого идеи (мысли) передаются или внушаются разуму другого человека,
заставляя его действовать в соответствии с ними.
Правильное понимание Внушения необходимо для того, чтобы разумно
понять различные психические явления, в основе которых лежит Внушение. Но в то
же время изучающему Внушение ещё более
необходимо знание Вибрации и Душевного Пола. В целом Принцип Внушения зависит
от Принципов Душевного Пола и Вибрации.
Писатели и мастера Внушения обычно объясняют, что именно объективный, или произвольный, ум
оказывает Душевное Влияние или Внушение на субъективный, или невольный, ум.
Но они не описывают процесса и не показывают аналогий в природе, по которым мы
могли бы легче понять идею. Однако если
вы рассмотрите предмет в свете Герметического Учения, вы сможете увидеть, что
передача энергии Женскому Принципу Вибрационной энергией Мужского Принципа
находится в согласии со всеобщими законами природы, и естественный мир
представляет бесчисленные количества аналогий, по которым легко можно понять
этот Принцип.
Действительно, Герметическое Учение показывают, что само сотворение Вселенной следует тому же Закону во всех творческих
проявлениях – на планах Духовном, Душевно-Ментальном и Физическом всегда в
действии Принцип Пола, то есть проявление Мужского и Женского Принципов. «Как
вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Более того, когда Принцип
Душевного Пола однажды схвачен и понят, различные явления психологии сразу
поддаются разумной классификации и изучению. Принцип вырабатывается на практике
потому, что он основан на неизменных всеобщих законах жизни.
Мы не будем вдаваться в обширную дискуссию или описания
различных явлений Душевных Влияний или психической деятельности. Существует
много книг, которые достаточно хорошо излагают этот предмет. Главные
установки, высказанные в этих книгах, правильны, хотя многие писатели
попытались объяснить явления при помощи различных любимых ими собственных
теорий.
Ученик может ознакомиться с данным предметом и, используя
теорию Душевного Пола, навести порядок в хаосе противоречивых теорий и учений.
Кроме того, он легко может сделаться Мастером в этой дисциплине, если имеет к
тому склонность.
Цель данной работы заключается не в том, чтобы дать
расширенное описание психических явлений, а скорее в том, чтобы дать
ученику ключ Мастерства, которым он сможет отворить многие двери, ведущие в те
части Храма Знания, которые он желает исследовать.
Мы чувствуем, что в Учении Кибалиона можно
найти объяснения, которые будут способствовать прояснению многих трудностей,
заводящих ум в тупик; обрести ключ, который откроет многие двери.
Какая польза вдаваться в подробности, касающиеся различных сторон психических
явлений и психической науки, когда мы передаем в руки ученику средства, с
помощью которых он может ознакомиться со всеми аспектами интересующего его
предмета. С помощью Кибалиона можно заново пройти через любую
оккультную библиотеку, и многие тёмные страницы и неясные предметы будут освещены
древним Светочем Египта.
Такова
цель этой книги. Мы не стремимся изложить новую философию, а скорее
очерчиваем контуры великого, старого, как мир, Учения, которое сделает ясным
все другие Учения и послужит Великим Примирителем различных теорий и
противоречивых доктрин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий