Савитрин К.
Парадокс Закона Жертвы
Жертвою Единое невидимое Божество проявляется в бесконечной череде сменяющих друг друга Вселенных, проявляется во всей иерархии живых существ, проходящих путь эволюции в этих бесчисленных мирах и вселенных.
Шива испивает яд, образовавшийся при пахтании Молочного Океана и, совершая таким образом великое самопожертвование спасает Вселенную от яда. Он удержал яд в себе и остался жив благодаря йогической силе. Вероятно поэтому его почитают как покровителя всех йогов, обладающего всеми мистическими силами.
Комментарии на портале Рерихов и Блаватской «Адамант»
Ксения 11-06-2023 16:35:01
Очень
хорошая статья. Очень важно выработать в себе это качество - жертвовать чем-то
личным для общего блага. Сейчас очень часто звучит слово "карьера".
Но она подразумевает приобретение чего-то личного, для себя. Раньше, для нашего
поколения значение этого слова имело негативный оттенок - эгоистичное действие
лишь в своих интересах. Но времена изменились и во главу угла часто ставят
личные интересы, исключающие жертву ради общего блага. Особенно это наблюдается
сейчас в отношении к СВО определённой части общества. И это очень печально.
Читая, узнавая о подвигах героев, которые жертвовали собой в разные периоды
нашей истории, мы должны ценить их самоотверженность и брать с них пример.
К. Савитрин 13-06-2023 08:14:01
Спасибо,
Ксения!
Хотел
дополнить, что Учение так определяет иерархию жертв:
"Делите все на четыре части: первая — Высшему, вторая — Общему Благу; третья — ближним и четвертая себе. Но придет час, когда останется только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. Такие деления называются огненными. Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана последовательность." (Мир Огненный ч.2, 457)
Обычно люди готовы жертвовать ради личных приобретений для себя или своих ближних. Но Учение ставит на первую ступень самопожертвование во имя Высшего, и на вторую - ражи Общего Блага. При этом самопожертвование совсем не означает исключительно принесение в жертву физического тела (прохождение через мучительную смерть). Принесение всей жизни и даже личного блага в жертву на алтарь служения Высшему, Общему Благу и ближним, притом совершенно не ожидая за это ни земных, ни надземных наград или воздаяний... Принесение не публичное, но в Тайне - будет высочайшим и приносящим наибольшее Приобретение. Именно о таком самопожертвовании сказано в Евангелии:
"Смотрите,
не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не
будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не
труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы
прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя
же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
явно" (Матф.6:1-4).
Милостыня
здесь - не раздача денег нуждающимся, но - истинная благотворительность, то
есть творение Блага.
И в чем это
благо? Указать людям Путь, ведущий к Освобождению от страданий.
К. Савитрин 13-06-2023 08:45:01
Об этом
хорошо сказано в трактате современного буддийского мастера Ньянапоника-тхера
«Четыре возвышенных состояния»:
«Любовь, которая являет собой высочайшее благородство сердца и интеллекта, которая знает, понимает и готова помочь. Любовь, которая есть сила и которая дает силу, — это высочайшая любовь. Любовь, которую Просветленный назвал "освобождением сердца", "наивысшей красотой"; это высочайшая любовь. И что такое высочайшее проявление любви? Показать миру путь, ведущий к концу страдания, путь, указанный, пройденный и осуществленный в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой…
Сострадание,
которое являет собой возвышенное благородство сердца и интеллекта, который
знает, понимает и готов помочь. Сострадание, которое есть сила и которое дает
силу, — это высочайшее сострадание. И что же такое высшее проявление
сострадания? Показать этому миру Путь, ведущий к концу страдания, путь,
указанный, пройденный и постигнутый в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой…
Сорадование
означает возвышенное благородство сердца и интеллекта, который знает, понимает
и готов помочь. Сорадование, которое есть сила и которое дает силу, — это
высочайшая радость. Каково же высочайшее проявление сорадования? Показать миру
Путь, ведущий к концу страдания, Путь, указанный, пройденный и постигнутый Им,
Возвышенным, Буддой...
Чтобы
утвердить непривязанность как непоколебимое состояние ума, нам нужно оставить
все мысли обладания, мысли о "себе", начинающиеся с мелочей, от
привязанности к которым нам так легко освободиться и, постепенно работая, дойти
до предметов обладания и целей, к которым привязано все наше сердце. Нам также
надобно оставить даже подобие таких мыслей, всех эгоистических мыслей о
"себе", начиная с небольшой части личности, с качеств меньшей
важности, с мелких слабостей, которые нам ясно видны, и, постепенно работая,
дойти до тех эмоций и отвращений, которые считаем центром своего существа. Так
следует практиковать непривязанность.
В той
степени, в какой мы оставляем мысли о "моем" или о "я",
непривязанность вступает в наши сердца. Ибо как может что-нибудь, что мы считаем
чуждым и пустым от "я", вызвать у нас возбуждение вследствие
чувственности, ненависти или печали? Таким образом учение об отсутствии
"я" будет нашим водителем на пути к освобождению, на пути к
совершенной непривязанности.
Непривязанность
— это венец и наивысшая точка четырех возвышенных состояний. Но не следует
понимать это таким образом, что непривязанность есть отрицание любви,
сострадания и сорадования, что она оставляет их позади как низшие. Далеко на
так — непривязанность включает их в себя и полностью пронизывает их точно так
же, как они полностью пронизывают совершенную непривязанность».
В этой цитате я бы заменил слова «интеллект» и «ум» (ум, низший манас, ментал) на «разум» (Ум, Высший Манас). И слово "невозмутимость" заменил бы на "равновесие, бесстрастие". Как мне кажется, это бы более точно передало смысл с точки зрения теософской структуры человека.
Хотя и слово «невозмутимость» очень показательно, так как говорит о невозмутимости ничем личным и о полноустремленности к Высшему, Общему благу и благу ближних (не личному, но сверхличному).
Комментариев нет:
Отправить комментарий