КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии
Глава 12. Причинность
«Каждая Причина имеет своё Следствие, каждое Следствие
имеет свою Причину. Всё совершается в соответствии с Законом. Случай – лишь
название непознанного Закона. Существует множество планов Причинности, но ничто
не избежит Закона» (КИБАЛИОН).
Великий Шестой Герметический Принцип – Принцип Причины и
Следствия – заключает ту Истину, что Закон распространяется на всю Вселенную,
что ничего не происходит случайно, что случай – лишь обозначение причины,
существующей, но не познанной или неосознанной, что явления непрерывны, без
разрывов или исключений.
Принцип Причины и
Следствия лежит в основе всего научного мышления – древнего и современного, а
провозглашен он был Учителями Герметизма в древнейшие времена. Хотя с тех пор возникали
многочисленные и разнообразные споры между различными школами мышления, полемика
шла главным образом относительно деталей действия Принципа, а ещё чаще по
поводу значения определённых терминов.
Основной Принцип Причины
и Следствия признавали справедливым практически все мыслители мира, достойные
этого звания. Думать иначе означало бы исключить все явления Вселенной из
сферы Закона и Порядка и предоставить их во власть чего-то воображаемого, что
люди называют случаем.
С помощью небольшого рассуждения можно показать, что не существует такой вещи, как чистый случай.
Вебстер определяет слово «случай» следующим образом: «Предполагаемый фактор или
тип деятельности, отличный от силы или цепи, действие или результат которого
предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цели, действие
или результат которого – событие, случайность, авария и т.д.»
Однако небольшое размышление доказывает, что не может быть такого фактора, как случай в смысле чего-то внешнего по
отношению к Закону – чего-то вне Причины и Следствия. Как может существовать
нечто, действующее в необычном мире, свободном от законов порядка и преемственности?
Такое нечто было бы совершенно независимо от упорядоченного мира и,
следовательно, превыше его.
Мы не можем ничего представить вне Всего, что было вне
Закона, поскольку Всё – само по себе Закон. Нет места во Вселенной для чего-то
внешнего и независимого от Закона. Существование такого
«нечто» обратило бы в ничто все естественные Законы и ввергло бы мир в
хаотический беспорядок и беззаконие.
Тщательное изучение показывает, что то, что мы называем случаем – это всего лишь обозначение, относящееся
к неясным причинам, то есть причинам, которые мы не можем осознать, которые мы
не можем понять. Слово «случай» возникло от слова, означающего «упасть».
Имеется ввиду падение игральной кости. И за этим стоит идея, подразумевающая,
что падение игральной кости (имеется в виду игра в кости) и многие другие
случайности являются событиями, которые нельзя объяснить какими-либо причинами.
Именно в этом значении обычно и употребляется данный термин. Однако при более
пристальном изучении предмета обнаруживается, что какого бы то ни было случая
при падении кости не существует. Каждый
раз, когда кость выпадает, показывая определённое число, она подчиняется
закону, настолько же непоколебимому, как и те, которые управляют вращением планет
вокруг Солнца. За падением кости стоят причины или цепи причин, уходящих
гораздо глубже, чем может проследить наш ум. Положение кости в коробке,
величина мускульной энергии, выразившаяся в броске, положение стола и прочее –
вот причины, действие которых можно увидеть. Но за этими видимыми причинами находятся ещё цепи невидимых, предыдущих
причин, и все они оказывают влияние на число, которое оказывается на верхней
грани кости.
Если выбрасывать кость многократно, то обнаружится, что числа
будут выпадать почти равное количество раз, то есть будет равное число двоек и
т.д., которые оказываются наверху.
Подбросьте в воздух монету, и она упадет либо орлом, либо
решкой, но при достаточном количестве бросков орлы и решки выпадут почти равное
количество раз. Это действие Закона
Усреднения. Но как средний, так и единичный броски подчиняются Закону Причины и
Следствия, и, как мы можем видеть из предыдущих случаев, просто невозможно,
чтобы кость упала иначе, нежели это произошло при одних и тех же обстоятельствах
в одно и то же время. При
тех же причинах последовали бы те же самые результаты. В каждом событии всегда
существуют мотив и причина. Ничто никогда не случается без причины или даже
цепи причин.
У тех, кто изучает этот Принцип, возникает некоторое смущение
мысли вследствие того, что они не могут объяснить, как одно может вызвать
другое, то есть быть творцом другого.
Как правило, ни один предмет никогда не вызывает, то есть не
создаёт никакого другого предмета. Причина и Следствие имеют дело лишь с
событиями. Событие – это то, что приходит, наступает или случается, как
результат или следствие предшествующего события. Ни одно событие не создаёт другого. Оно является лишь предшествующим
звеном в огромной, упорядоченной цепи событий, проистекающих из творческой
энергии Всего. Существует преемственность между всеми событиями – предшествующими,
настоящими и последующими. Существует связь между всем, что происходило прежде
и произойдет впоследствии.
Камень, сорвавшись с горы, проломил крышу коттеджа в долине. На
первый взгляд мы рассматриваем это как дело случая, однако при исследовании
предмета мы обнаружим огромную цепь причин, стоящих за этим случаем. Во-первых,
был дождь, который смягчил почву, поддерживавшую камень, благодаря чему камень
и упал; кроме этого, было воздействие солнца, других дождей и иных факторов,
которые постепенно отделили кусок камня от скалы. Существенной причиной может
являться образование горы, её сдвиг в результате землетрясения и так далее – до
бесконечности. Далее мы можем исследовать цепь причин выпадения дождя и т.д.
Ещё далее мы могли бы рассмотреть существование и состояние крыши. Короче, через
некоторое время мы обнаружили бы себя увязшими в болоте причин и следствий, из
которого мы вскоре постарались бы выбраться.
Так же как человек имеет двух родителей и четырёх
прародителей, шестнадцать прапрародителей и так далее, скажем, до сорока поколений,
когда число предков дойдёт бы до нескольких биллионов, так же и с причинами,
всегда стоящими даже за пустячными событиями или явлениями, такими, как полёт
крошечного кусочка копоти перед глазами.
Не так легко проследить его путь с древнейшего периода, когда
он был частицей мощного ствола дерева, который впоследствии превратился в
уголь, до тех пор, пока он не пролетел перед вами по пути к дальнейшим приключениям.
И могущественная цепь событий, причин и следствий привела его в настоящее состояние,
причём последнее опять-таки является лишь одним из звеньев цепи, которые
повлекут за собой другие события ещё спустя сотни лет после настоящего момента.
Одним из ряда эпизодов, связанных с частичкой копоти, было
написание этих строк, вследствие чего пришлось выполнить определённую работу
наборщику и, соответственно, корректору. И эти строки вызовут определённые
мысли у вас, а также у других, которые, в свою очередь, подействуют на
третьих, и так далее. А всё из полёта крошечного кусочка копоти. Всё это
показывает относительность и взаимосвязанность явлений, а так же то, что «нет великого, нет малого в Разуме, который является причиной всему».
Остановитесь на минутку поразмыслить. Если бы определённый
мужчина не встретил определённую девушку давным-давно в смутный период
каменного века, то вас, читающих эти строки, не здесь бы было. И, вероятно,
если быта же пара не встретилась, нас, пишущих эти строки, тоже бы не было. Даже сам процесс писания с нашей стороны и чтения с вашей будет
воздействовать соответственно на ваши и наши жизни, но окажет так же прямое
или косвенное влияние на многих других людей, живущих ныне и которые будут
жить в грядущие века. Каждая мысль, мелькнувшая у нас, каждое действие имеют
свои прямые и косвенные следствия, которые войдут в великую цепь Причин и
Следствий.
Мы не хотим в данной работе пускаться в рассуждения о свободной
воле, или детерминизме. Среди многочисленных причин есть одна принципиальная, а
именно – ни одна из оспариваемых строк не верна полностью; действительно в
соответствии с Герметическим Учением они верны лишь отчасти. Принцип Полярности
показывает, что все утверждения верны как полуистины, как противоположные
полюсы Истины. Учения подразумевают, что человек может быть свободен и связан
Необходимостью в зависимости от понимания значения и высоты Истины, с которой
рассматривается предмет.
Древние писатели высказывались об этом так: «Чем далее происходит Творение от центра, тем более оно связано; чем
ближе оно достигает центра, тем более оно свободно».
Большинство людей в большей или меньшей степени являются рабами
наследственности, окружающей среды и прочего и выказывают весьма малую
Свободу. На них влияют мнения, обычаи и мысли внешнего мира, а также его
эмоции, чувства, настроения и тому подобное. Они не проявляют Мастерства,
достойного этого имени. Они с возмущением отвергают данное утверждение,
говоря: «Почему же, я действительно свободен в действиях и делаю, как мне приятно;
я делаю только то, что я хочу делать». Они не могут объяснить, откуда возникают
их «хочу» и «как мне приятно». Что значит их «хотеть делать одно предпочтительно
другому», что составляет их «удовольствие делать это и не делать то»? Разве не
правомерно здесь появление вопроса «почему» по отношению к их «удовольствию» и
«желанию»? Мастер способен изменить эти «удовольствия» и «желания» в противоположные,
находящиеся на другом полюсе души. Он обладает волей к желанию, вместо того
чтобы хотеть, вследствие того, что какое-то чувство, настроение, эмоция или
соблазны окружающей среды вызвали в нём стремление или желание поступить так.
Большинство людей влачатся подобно падающим камням, послушные
окружению, внешним влияниям, внутренним настроениям, желаниям и так далее, не
говоря уже о желаниях и страстях других людей, более сильных, чем они сами, и
при этом посредственность окружения и соблазны не побуждают их испытывать
какое-либо сопротивление или Изъявление Воли. Движимые как пешки на шахматном
поле жизни, они играют свою роль и устраняются, когда игра закончена.
Но Мастера, зная правила игры, поднимаются выше
плана материальной жизни и, соприкасаясь с высшими силами своей природы,
властвуют над своими настроениями, характерами, качествами и полярностью, так
же как и над окружающей их средой, и таким образом они становятся в игре Авторами
(инициаторами), вместо того чтобы быть пешками, — Причинами вместо Следствий.
Мастера не ускользают от Причинности высших планов, но уступают высшим Законам
и так руководят обстоятельствами на низшем плане.
Они формируют сознательную часть Закона, вместо того
чтобы оставаться Его слепыми орудиями. И хотя они служат на Высших Планах, они
управляют на материальном Плане.
Но и на высших, и на низших планах
– Закон всегда в действии. Не существует такого фактора, как случайность.
Слепая богиня отвергнута Разумом. Мы можем видеть теперь глазами, потрясёнными
знанием, что всем руководит всеобщий Закон, что бесконечное число законов есть
не что иное, как проявление одного Великого Закона – Закона, который есть Всё,
и что даже волосы на вашей голове сочтены, как гласят Писания. Не существует
ничего вне Закона; ничто происходящее не противоречит Ему. И всё же не совершите
ошибки, предполагая, что человек – лишь слепой автомат, – это далеко не так.
Герметические Учения гласят, что человек может
использовать Закон против законов, что Высшая Воля превалирует над низшей,
пока, наконец, человек не достигнет ступени, на которой он найдёт убежище в
самом Законе и с презрением высмеет
законы проявленного феноменального мира.
Способны
ли вы ухватить внутреннюю суть этого?
Комментариев нет:
Отправить комментарий