КИБАЛИОН. Глава 12. Причинность

КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии


Глава 12. Причинность



«Каждая Причина имеет своё Следствие, каждое Следствие имеет свою Причину. Всё совершается в соответствии с Законом. Случай – лишь название непознанного Закона. Существует множество планов Причинности, но ничто не избежит Закона» (КИБАЛИОН).
Великий Шестой Герметический Принцип – Принцип Причины и Следствия – заключает ту Истину, что Закон распространяется на всю Вселенную, что ничего не происходит случайно, что случай – лишь обозначение причины, существующей, но не познанной или неосознанной, что явления непрерывны, без разрывов или исключений.
Принцип Причины и Следствия лежит в основе всего научного мышления – древнего и современного, а провозглашен он был Учителями Герметизма в древнейшие времена. Хотя с тех пор возникали многочисленные и разнообразные споры между различными школами мышления, полемика шла главным образом относительно деталей действия Принципа, а ещё чаще по поводу значения определённых терминов.
Основной Принцип Причины и Следствия признавали справедливым практически все мыслители мира, достойные этого звания. Думать иначе означало бы исключить все явления Вселенной из сферы Закона и Порядка и предоставить их во власть чего-то воображаемого, что люди называют случаем.
С помощью небольшого рассуждения можно показать, что не существует такой вещи, как чистый случай. Вебстер определяет слово «случай» следующим образом: «Предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цепи, действие или результат которого предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цели, действие или результат которого – событие, случайность, авария и т.д.»
Однако небольшое размышление доказывает, что не может быть такого фактора, как случай в смысле чего-то внешнего по отношению к Закону – чего-то вне Причины и Следствия. Как может существовать нечто, действующее в необычном мире, свободном от законов порядка и преемственности? Такое нечто было бы совершенно независимо от упорядоченного мира и, следовательно, превыше его. 
Мы не можем ничего представить вне Всего, что было вне Закона, поскольку Всё – само по себе Закон. Нет места во Вселенной для чего-то внешнего и независимого от Закона. Существование такого «нечто» обратило бы в нич­то все естественные Законы и ввергло бы мир в хаотичес­кий беспорядок и беззаконие.
Тщательное изучение показывает, что то, что мы назы­ваем случаем – это всего лишь обозначение, относящееся к неяс­ным причинам, то есть причинам, которые мы не можем осознать, которые мы не можем понять. Слово «случай» воз­никло от слова, означающего «упасть». Имеется ввиду падение игральной кости. И за этим стоит идея, подразумевающая, что падение игральной кости (имеется в виду игра в кости) и многие другие случайности являются собы­тиями, которые нельзя объяснить какими-либо причинами. Имен­но в этом значении обычно и употребляется данный термин. Однако при более пристальном изучении предмета обнаруживает­ся, что какого бы то ни было случая при падении кости не существует. Каждый раз, когда кость выпадает, показывая опреде­лённое число, она подчиняется закону, настолько же непо­колебимому, как и те, которые управляют вращением пла­нет вокруг Солнца. За падением кости стоят причи­ны или цепи причин, уходящих гораздо глубже, чем может проследить наш ум. Положение кости в коробке, величина мускульной энергии, выразившаяся в броске, положение стола и прочее – вот причины, действие которых можно увидеть. Но за этими видимыми причинами находятся ещё цепи невидимых, предыдущих причин, и все они оказывают влияние на чис­ло, которое оказывается на верхней грани кости.
Если выбрасывать кость многократно, то обнаружится, что числа будут выпадать почти равное количество раз, то есть будет равное число двоек и т.д., которые оказываются наверху.
Подбросьте в воздух монету, и она упадет либо орлом, либо решкой, но при достаточном количестве бросков орлы и решки выпадут почти равное количество раз. Это дей­ствие Закона Усреднения. Но как средний, так и единичный броски подчиняются Закону Причины и След­ствия, и, как мы можем видеть из предыдущих случаев, просто невозможно, чтобы кость упала иначе, нежели это произошло при одних и тех же обстоятельствах в одно и то же время. При тех же причинах последовали бы те же самые результаты. В каждом событии всегда существуют мотив и причина. Ничто никогда не случается без причины или даже цепи причин.
У тех, кто изучает этот Принцип, возникает некото­рое смущение мысли вследствие того, что они не могут объяснить, как одно может вызвать другое, то есть быть творцом другого.
Как правило, ни один предмет никогда не вызывает, то есть не создаёт никакого другого предмета. Причина и Следствие имеют дело лишь с событиями. Событие – это то, что при­ходит, наступает или случается, как результат или след­ствие предшествующего события. Ни одно событие не создаёт другого. Оно является лишь предшествующим звеном в огромной, упорядоченной цепи событий, проистекающих из творческой энергии Всего. Существует преемственность между всеми событиями – предшествующими, настоящими и последующими. Существует связь между всем, что происходило прежде и произойдет впоследствии.
Камень, сорвавшись с горы, проломил крышу коттеджа в долине. На первый взгляд мы рассматриваем это как дело случая, однако при исследовании предмета мы обнаружим огромную цепь причин, стоящих за этим случаем. Во-первых, был дождь, который смягчил почву, поддерживавшую камень, благодаря чему камень и упал; кроме этого, было воздействие солнца, других дождей и иных факторов, которые постепенно отделили ку­сок камня от скалы. Существенной причиной может являться образование горы, её сдвиг в результате землетрясения и так далее – до бесконечности. Далее мы можем исследовать цепь причин выпадения дождя и т.д. Ещё далее мы могли бы рассмотреть существование и состояние крыши. Короче, через некоторое время мы обнаружили бы себя увязшими в болоте причин и след­ствий, из которого мы вскоре постарались бы выбраться.
Так же как человек имеет двух родителей и четырёх прародителей, шестнадцать прапрародителей и так далее, скажем, до сорока по­колений, когда число предков дойдёт бы до нескольких биллионов, так же и с причинами, всегда стоящими даже за пустячными событиями или явлениями, такими, как полёт крошечного кусочка копоти перед глазами.
Не так легко проследить его путь с древнейшего периода, ког­да он был частицей мощного ствола дерева, который впос­ледствии превратился в уголь, до тех пор, пока он не пролетел перед вами по пути к дальнейшим приклю­чениям. И могущественная цепь событий, причин и след­ствий привела его в настоящее состояние, причём после­днее опять-таки является лишь одним из звеньев цепи, кото­рые повлекут за собой другие события ещё спустя сотни лет после настоящего момента.
Одним из ряда эпизодов, связанных с частичкой копоти, было написание этих строк, вследствие чего пришлось вы­полнить определённую работу наборщику и, соответственно, корректору. И эти строки вызовут определённые мысли у вас, а также у других, которые, в свою очередь, подей­ствуют на третьих, и так далее. А всё из полёта крошеч­ного кусочка копоти. Всё это показывает относи­тельность и взаимосвязанность явлений, а так же то, что «нет великого, нет малого в Разуме, который является причиной всему».
Остановитесь на минутку поразмыслить. Если бы опре­делённый мужчина не встретил определённую девушку дав­ным-давно в смутный период каменного века, то вас, чита­ющих эти строки, не здесь бы было. И, вероятно, если быта же пара не встретилась, нас, пишущих эти строки, тоже бы не было. Даже сам процесс писания с нашей сто­роны и чтения с вашей будет воздействовать соответствен­но на ваши и наши жизни, но окажет так же прямое или кос­венное влияние на многих других людей, живущих ныне и которые будут жить в грядущие века. Каждая мысль, мелькнувшая у нас, каждое действие имеют свои прямые и косвенные следствия, которые войдут в вели­кую цепь Причин и Следствий.
Мы не хотим в данной работе пускаться в рассуждения о свободной воле, или детерминизме. Среди многочисленных причин есть одна принципиальная, а именно – ни одна из оспариваемых строк не верна полностью; действительно в соответствии с Герметическим Учением они верны лишь отча­сти. Принцип Полярности показывает, что все утверждения верны как полуистины, как про­тивоположные полюсы Истины. Учения подразумевают, что человек может быть свободен и связан Необходимостью в зависимости от понимания значения и высоты Истины, с которой рассматривается предмет.
Древние писатели высказывались об этом так: «Чем да­лее происходит Творение от центра, тем более оно связано; чем ближе оно достигает центра, тем более оно свободно».
Большинство людей в большей или меньшей степени являются рабами наследственности, окружающей среды и прочего и выказывают весь­ма малую Свободу. На них влияют мнения, обычаи и мыс­ли внешнего мира, а также его эмоции, чувства, настроения и тому подобное. Они не проявляют Мастерства, достойно­го этого имени. Они с возмущением отвергают данное утверж­дение, говоря: «Почему же, я действительно свободен в действиях и делаю, как мне приятно; я делаю только то, что я хочу делать». Они не могут объяснить, откуда возникают их «хочу» и «как мне приятно». Что значит их «хотеть делать одно предпочтительно другому», что составляет их «удоволь­ствие делать это и не делать то»? Разве не правомерно здесь появление вопроса «поче­му» по отношению к их «удовольствию» и «желанию»? Мастер способен из­менить эти «удовольствия» и «желания» в противополож­ные, находящиеся на другом полюсе души. Он обладает волей к жела­нию, вместо того чтобы хотеть, вследствие того, что какое-то чув­ство, настроение, эмоция или соблазны окружающей среды вызвали в нём стремление или желание поступить так.
Большинство людей влачатся подобно падающим кам­ням, послушные окружению, внешним влияниям, внутрен­ним настроениям, желаниям и так далее, не говоря уже о желаниях и страстях других людей, более сильных, чем они сами, и при этом посредственность окружения и соблазны не побуждают их испытывать какое-либо сопротивление или Изъявление Воли. Движимые как пешки на шахмат­ном поле жизни, они играют свою роль и устраняются, когда игра закончена.
Но Мастера, зная правила игры, поднимаются выше плана материальной жизни и, соприкасаясь с высшими силами своей природы, властвуют над своими настрое­ниями, характерами, качествами и полярностью, так же как и над окружающей их средой, и таким образом они ста­новятся в игре Авторами (инициаторами), вместо того чтобы быть пешками, — Причинами вместо Следствий. Мастера не ускользают от Причинности высших планов, но уступают высшим Законам и так руководят обстоятель­ствами на низшем плане.
Они формируют сознательную часть Закона, вмес­то того чтобы оставаться Его слепыми орудиями. И хотя они слу­жат на Высших Планах, они управляют на материальном Плане.
Но и на высших, и на низших планах – Закон всегда в дей­ствии. Не существует такого фактора, как случайность. Слепая богиня отвергнута Разумом. Мы можем видеть теперь глазами, потрясёнными знанием, что всем руководит всеобщий Зако­н, что бесконечное число законов есть не что иное, как проявление одного Великого Закона – Закона, который есть Всё, и что даже волосы на вашей голове сочтены, как гласят Писания. Не существует ничего вне Закона; ничто проис­ходящее не противоречит Ему. И всё же не совершите ошибки, предполагая, что человек – лишь слепой авто­мат, – это далеко не так.


Герметические Учения гласят, что человек мо­жет использовать Закон против законов, что Выс­шая Воля превалирует над низшей, пока, наконец, человек не достигнет ступени, на которой он найдёт убежище в самом  Законе и с презрением высмеет законы проявленного феноменального мира.
Способны ли вы ухватить внутреннюю суть этого?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *