КИБАЛИОН
Учение герметической философии Древнего Египта и Индии
Глава 6. Божественный Парадокс
«Полумудрецы, осознавая сравнительную нереальность
Вселенной, воображают, что могут игнорировать её Законы. Это самонадеянные и
тщеславные глупцы, и они разбиваются о скалы и разрываются на части по причине
их глупости.
Истинно мудрые, сознавая
природу Вселенной, используют Закон против закона, Высшее – против Низшего и
посредством искусства Алхимии преобразуют нежелательное в ценное и, таким
образом, Мастерство заключается не в сверхъестественных мечтах, видениях и фантастическом
воображении или действиях, но в использовании Высших сил против Низших и в уходе
от более низких планов вибраций к высшим. Трансмутация, а не самонадеянное
пренебрежение – это оружие Мастера» (КИБАЛИОН).
Таков Парадокс Вселенной,
исходящий из Принципа Полярности, который проявляется, когда Всё начинает
творить. Прислушайтесь к нему, так как он
указывает на разницу между полумудростью и мудростью. В то время как
Бесконечно Всё – Вселенная, её Законы, Силы, её Жизнь, её Явления как таковые,
видны в coстоянии медитации или мечты; однако ко всему, что конечно во
Вселенной, нужно относиться как к Действительности, но жизнь, и действие, и
мысль должны быть вместе с тем основаны на соответствии с Высшей Истиной,
всегда Непостижимой, Всем – в соответствии со своими плоскостями и Законами.
Вселенная – действительно реальна, иначе горе было бы Вселенной, так как не
было бы исхода от низшего к высшему, Божественному – Вселенная стала бы
застывшей и процесс стал бы невозможным.
Если человек, вследствие полумудрости, действует, и живёт, и
думает о Вселенной просто как об иллюзии, по аналогии со своими собственными
конечными мечтами, тогда действительно для него она становится таковой. И он
как лунатик идёт, спотыкаясь, по кругу снова и снова, не совершая никакого
процесса и в конце концов пробуждается от падения весь в синяках и ссадинах, столкнувшись с
естественными Законами, которыми он пренебрегал.
Храните ваш Разум всегда на Звезде, но пусть ваши глаза
следят за вашими шагами, иначе, глядя ввысь, вы
упадете в грязь (по причине вашего взгляда ввысь). Помните Божественный Парадокс,
что в то время как Вселенной не существует, она всё-таки есть. Всегда помните
два полюса Истины – Абсолютный и Относительный. Остерегайтесь полуистин. То,
что Герметисты знают как Закон Парадокса, является аспектом Принципа
Полярности.
Герметические Писания полны ссылками на проявления Парадокса,
когда речь идёт о пределах Жизни и Бытия. Учителя постоянно предостерегают
своих Учеников от ошибок и упущений «другой стороны». Их предостережения
особенно направлены на проблемы Абсолютного и Относительного, которые ставят в
тупик всех учеников философии и которые заставляют так часто думать и действовать
в противоположность тому, что известно как «здравый смысл». И мы призываем всех
Учеников быть уверенными в овладении Божественным Парадоксом, полюсами
Абсолютного и Относительного, дабы они не были ввергнуты в болото полуистин.
Учитывая это, был написан именно этот урок. Читайте его внимательно.
Первая мысль, которая приходит мыслящему Человеку после того,
как он осознает Истину, что Вселенная является Духовным Творчеством Всего,
такова, что Вселенная и всё её содержимое являются просто иллюзией,
нереальностью; идея, против которой восстают все его инстинкты. Но эта истина, так же как и все другие, должна быть рассмотрена
как с абсолютной, так и с относительной точек зрения.
С Абсолютной точки
зрения, Вселенная является иллюзией, мечтой, фантасмагорией по сравнению с
самим Всем.
Мы знаем это даже с нашей обычной точки зрения, так как мы говорим о Мире как о
мимолетном видении, которое приходит и уходит, рождается и умирает, так как
элементы неустойчивости и изменения, конечности, иллюзорности – все должны быть
связаны с мыслью о созданной Вселенной, в противоположность идее Всего,
независимо от того, каковы наши верования, касающиеся природы обоих. Философ,
метафизик, ученый, теолог – все сходятся на этой мысли. Эту мысль можно найти
во всех формах философского мышления и религиозных концепциях, так же как и в
теориях уважаемых школ метафизики и теологии.
Так, Герметические Учения не проповедуют невещественности во
Вселенной в более сильных обозначениях, чем те, что известны всем, хотя их
представление предмета может показаться чем-то гораздо более странным.
Всё, что имеет начало и окончание, должно быть до
известной степени нереальным и неистинным, – и Вселенная тоже подходит под это
правило, принимаемое во всех школах мышления; нет ничего реального, кроме
Всего, независимо от того, какими названиями мы можем пользоваться при
обдумывании или обсуждении этого предмета. Создана ли Вселенная из материи или
является духовным творением Разума Всего – она не вещественна, не постоянна (но
продолжительна), не вечна.
Она предмет времени, пространства, измерения. Мы хотим, чтобы вы
глубоко осознали этот факт, прежде чем вы составите собственное мнение
(суждение) о Герметической концепции ментальной природы Вселенной.
Поразмышляйте над множеством других концепций и вы увидите, насколько это справедливо
в отношении их.
Но Абсолютная точка зрения
показывает только одну сторону картины – другой стороной является
Относительная. Абсолютная истина была определена как «Вещи, как их знает Разум
Бога», тогда как Относительная истина – «Вещи, как их понимает высший Разум
Человека». И поэтому в то время, как для Всего Вселенная должна быть
нереальной, иллюзорной, простой мечтой или следствием медитации – не важно, –
для конечных умов, являющихся частью этой Вселенной, разбирающих её с позиции
смертного, Вселенная действительно весьма реальна и должна считаться таковой.
При познании Абсолютной точки зрения мы не должны совершать ошибки отрицания или
пренебрежения фактами и явлениями Вселенной в том виде, в каком они
представляются нашим простым чувствам.
Помните, мы не есть Всё. Взять знакомые примеры. Мы все осознаём
тот факт, что Материя «существует» в наших чувствах; мы дорого поплатились бы,
если бы так не поступали. И всё же даже наши конечные умы понимают научные
положения, утверждения, что нет такой вещи, как материя с научной точки зрения
(то, что мы называем материя), под этим принято подразумевать простое состояние
атомов, причем эти атомы являются простым объединением единиц силы, называемых
электронами или ионами, колеблющихся в постоянном круговом движении. Мы ударяем
ногой камень и чувствуем удар (воздействие), он кажется реальным, несмотря на
то, что мы знаем, что он является тем, что мы установили выше. Но помните, что
наша нога, которая чувствует ощущение с помощью нашего мозга, нервов, органов
восприятия, тоже в какой-то мере материя, также построенная из электронов, то
же самое относится и к нашим органам чувств. И, наконец, если бы мы не обладали
разумом, мы не знали бы ни ноги, ни камня.
И даже идеи художника или скульптора, которые он стремится
воспроизвести в камне или на полотне, кажутся ему очень реальными. То же
относится и к характеру в мыслях автора (писателя или драматурга), который он
(характер) стремится выразить так, чтобы другие познали, и если это
действительно справедливо в случае нашего конечного ума (разума), каков же
должен быть уровень реальности ментальных (духовных) образов, созданных в
Разуме Бесконечного.
О друзья! Для смертных эта Вселенная Разума действительно очень реальна, это
единственное, что мы знаем, хотя и не понимаем, не поднимаемся к ней от плана к
плану всё выше и выше. Чтобы узнать её другим путём, узнать её с другой стороны
действительным опытом, мы сами должны быть Всем. Справедливо то, что чем выше
мы поднимаемся в своём развитии, чем более приближаемся к Разуму Отца, тем
более очевидной для нас становится иллюзорная природа вещей. До тех пор, пока
Всё окончательно не впитает нас в себя, наше видение не исчезнет. Поэтому не
следует останавливаться на черте иллюзии, давайте лучше, познавая истинную
природу Вселенной, постараемся понять её ментальные законы и попытаемся
использовать их для достижения эффекта в нашем продвижении вверх, по мере того как
мы переходим от одного плана Бытия к другому. Законы Вселенной вследствие своей
духовной природы являются не чем иным, как жизненными Законами. Все,
исключая Всё, подчиняемые.
Что же реально в Бесконечном Разуме Всего? После той самой
реальности, которая проявляется в природе Всего?
Итак, не чувствуйте себя в опасности
(не бойтесь). Все мы находимся (покоимся) в Бесконечном Разуме Всего, и ничто
не может нанести нам вред или напугать нас. Нет никакой силы вне Всего,
способной воздействовать на нас. Поэтому мы можем успокоиться и чувствовать
себя в безопасности. Это мир покоя и безопасности осуществится,
когда вы в определённый момент достигнете его. Затем спокойные и мирные мы
спим, убаюканные в Колыбели Океана – «благополучно покоясь на груди Океана Бесконечного
Разума», каковым является Всё. Воистину мы движемся и существуем во Всём („Ибо
мы ИМ живем и движемся и существуем“ Деяния Апостолов 17, 28).
Материя для нас,
находящихся в материальном плане, есть не более и не менее чем материей, хотя
мы знаем её как просто скопление электронов или частиц, очень быстро
колеблющихся и вращающихся, образуя молекулу, а последние в свою очередь
образуют большие массы материи. Материя ни коим образом не становится менее
материальной, когда мы устремляем наши исследования глубже и когда познаем из
Герметических Учений, что Сила, не более как частичками которой являются
электроны, – просто проявление Разума Всего, и, как все остальное во Вселенной,
ментальна по своей природе. Пребывая
на плане Материи, мы должны познавать её явления, мы можем управлять Материей,
как это делают все Мастера более или менее высокого уровня. Но мы поступаем
подобным образом, применяя высшие Силы.
Мы совершим глупость, если попытаемся пренебречь существованием
Материи в Относительном аспекте. Мы можем пренебречь её властью над нами –
можем, но нам не следует пытаться игнорировать её в её Относительном аспекте,
по крайней мере потому, что мы находимся (обитаем) в её плане. Законы Природы не становятся менее
постоянными или эффективными, когда мы познаем их аналогию, будучи равным
творением. Мы преодолеваем низшие законы, используя высшие – и только так. Но
мы не можем избежать Закона или подняться внутри выше его. Ничто, кроме Всего,
не избежит Закона, и это потому, что Всё является Законом само по себе,
Законом, из которого происходят все Законы.
Наиболее продвинутые Мастера могут владеть Силами, которые люди
обычно приписывали Богам; и в огромной иерархии Жизни существуют бесчисленные уровни, степени
Бытия, превосходят даже присущие самых Высоких Мастеров в степени, непостижимой
для ума смертных. Но даже самый высокий Мастер, самое высокое Существо должны
склонить голову перед Законом, оставаясь
ничем по сравнению со Всем. Так что даже
если эти высочайшие Существа или Силы связаны Законом и подчинены ему, представьте
самонадеянность смертного человека нашей расы и нашего уровня, когда он
пытается мыслить о законах Природы, как «нереальных», визионерских и
иллюзорных, потому что ему удалось постичь Истину, что Законы Ментальны по
своей Природе и являются Духовными Творениями Всего. Чтобы управлять Законами
нельзя их отрицать или отбрасывать. Столько же, сколько будет существовать
Вселенная, будут действовать и они, ибо Вселенная существует благодаря этим Законам,
формирующим её основу и определяющим
её всю.
Герметический Принцип Ментализма, объясняя истинную причину
природы Вселенной тем, что всё есть Мысль (Разум), не изменяет научных
концепций Вселенной, Жизни, Эволюции. В действительности, наука просто
подтверждает положения Герметистов, которые учат, что природа
Вселенной духовна, тогда как современная наука утверждает, что она
материальна или, согласно последним исследованиям, что она является энергией.
Герметические Учения не оспаривают основной принцип Герберта
Спенсера, который постулирует «Бесконечную и Вечную Энергию, из которой
проистекают все явления (вещи)». Действительно, Герметисты признают философию
Спенсера высочайшим внешним проявлением и утверждением действия Естественных
Законов, которое когда-либо высказывалось, и они уверены, что Спенсер являлся
перевоплощением древнего философа, жившего в Древнем Египте тысячи лет назад, и
далее перевоплощался в Гераклита, греческого философа, жившего в 500-х годах до
Новой эры. И они они с почтением относятся к его положению о Бесконечной Вечной
Энергии, как прямо соответствующему линии Герметических Учений, с добавлением
только, что его «Энергия» является энергией Разума Всего. Владея ключом
Мастерства Герметической Философии, ученик Спенсера может открыть многие двери
глубочайших концепций великого философа, чьи работы являются итогом подготовки
его предыдущих перевоплощений. Его взгляды относительно эволюции и ритма
находятся в наиболее совершенном согласии с Герметическими Учениями, относящимися
к Принципу Ритма.
Так ученик Герметистов не должен
отбрасывать какие-либо из его любимых научных взглядов, относящихся ко
Вселенной. Единственное, что ему рекомендуется – это ухватить основной принцип,
что Всё есть Мысль (Разум); Вселенная Ментальна и содержится в Разуме Всего. Он
обнаружит, что остальные шесть из семи Принципов сольются с его научными
знаниями и помогут выявить неясные пункты и осветить тёмные места.
Этому не следует удивляться после того, как мы осознаем, обнаружим
влияние Герметической Мысли на ранних философов Греции, на формирование
взглядов, которыми в большинстве своем обеспечиваются теории современной науки.
Принятие первого Герметического Принципа Ментализма является единственным
великим пунктом, где начинается различие между современной наукой и учениками
Герметистов, и причём наука постепенно движется в сторону Герметических
позиций, двигаясь на ощупь в темноте к выходу из лабиринта, в который она
проникла в своих поисках Действительности.
Цель этого урока – дать
нашим ученикам представление о том факте, что все наши намерения, цели
Вселенной, её Законы и реальны, поскольку человек если он не находится под
влиянием материализма – убеждён в этом.
При любых гипотезах Вселенная в своём внешнем аспекте
изменяется, является преходящей и потому нуждается в вещественности и реальности.
Но отметим другой полюс Истины, что при любой из этих гипотез мы
вынуждены действовать и жить, как если бы мимолетные явления (вещи) были
реальными и вещественными. Всегда существовала разница между различными
гипотезами. По старым взглядам Духовная Сила игнорировалась в качестве естественной
силы, тогда как согласно Ментализму она становится Величайшей Естественной
Силой. Эта единственная разница преображает жизнь тех, кто понимает и
использует на практике этот Принцип и вытекающие из него Законы.
Итак, наконец, все ученики усвоили преимущество Ментализма и
научились понимать, использовать и применять Законы, вытекающие из него. Не поддавайтесь соблазну, которому, как
устанавливает Кибалион, подвержены полумудрецы, становясь загипнотизированными
очевидной нереальностью вещей, в следствие чего они блуждают подобно
мечтателям, живущим в мире иллюзий и пренебрегающим практической деятельностью
и жизнью человека, и приходят в конце концов к тому, что «они разбиты о камни,
разорваны на части из-за своей глупости».
Лучше следовать примеру мудрых, которые, как
устанавливает тот же источник, «используют Закон против законов, Высшее против
Низшего и посредством искусства Алхимии преобразуют нежелательное в нечто
ценное и таким образом торжествуют».
Следуя источнику, избежим полумудрости, которая является
глупостью, игнорирующей ту истину, что «Мастерство заключается не в
сверхъестественных мечтаниях, видениях и фантастическом воображении или жизни,
но в использовании Высших Сил против Низших – уходе от более низких планов
вибрации к высшим. Всегда помни, Ученик, что трансмутация (преобразование), а
не самонадеянное отрицание является оружием Мастера». Вышеуказанное
изречение Кибалиона заслуживает того, чтобы его напомнили Ученику.
Мы живём не в мире
мечтаний, а во Вселенной, которая, будучи относительной, всё же реальна в той
степени, в которой она касается наших жизней и наших действий. Наше дело во Вселенной – не
отрицать её существования, а жить, используя её для поднятия низшего к Высшему
– жить, делая всё, что в наших силах при обстоятельствах, возникающих в
повседневности, и жить настолько, насколько это возможно во имя наших идей и
идеалов.
Истинное значение Жизни
на этом плане людям не известно – разве что некоторые высочайшие источники и наша собственная
интуиция говорят нам, что мы
не совершим ошибки, живя во имя лучшего, что есть в нас, настолько, насколько
это возможно, и осознавая Всеобщую тенденцию к тому же самому, вопреки
кажущемуся устремлению к противоположному. Мы все на пути и дорога ведёт
ввысь, представляя нам остановки для отдыха.
Читайте послание
Кибалиона и следуйте примеру Мудрых, избегая ошибки полумудрых, погибающих по
причине своего невежества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий